Блоги LEPEL.BY

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 10.11.2018 (08:23) — 1 месяц назад

675. А ВЫ ЗАФИКСИРОВАЛИ СВОЮ ДЕРЕВНЮ В ИСТОРИИ? Волоткович (Халимоненко) Людмила

Тема: Лепельщина без прикрас    Сегодня: 2, за неделю: 17, всего: 518

 Родилась в деревне Свядица. Работала медсестрой в Лепельской областной психбольнице. Живёт в Лепеле.

 В 1999 году в Свядице на 84 дворах хозяйничали 130 сельчан. Деревня по лепельским меркам довольно-таки большая. Но она постепенно умирает: 1997 год встретили 149 человек на 91 подворье. Подумать только: за пару лет население уменьшилось на 19 человек, и опустело семь подворий.

 И не захолустье какое-нибудь представляет Свядица. От Лепеля до неё 14 километров. От асфальта сразу за Вилами достаточно два с половиной километра проехать лесным бором по добротной гравийке – и ты в деревне, названной от рассекающей её речки Свядицы.

 В деревне едва ли кто знает этимологию топонима Свядица, поскольку за бесконечной крестьянской работой селянам было не до размышлений над названием их деревни. А я помню, как школьный учитель объяснял на уроке, что название деревни пошло от святого родника, что струился где-то поблизости. Криницу ту называли Святицей. От неё пошло название речки и деревни. Со временем буква «т» в средине слова трансформировалась в «д» - так выговаривать легче.

 А моя мама Елизавета Халимоненко утверждает, что раньше Свядица называлась Малой Свядой, а Большой Свядой звали теперешнюю Свяду. До сего времени мама не признаёт недавнее решение современников соединить большую Свяду с малой Слободой и всё вместе назвать Слободой. А ведь, правда. Свяда, наверное, была единственной в мире, а Слобод хватает в каждом районе. Да и согласно Толковому словарю белорусского языка слободами называли небольшие поселения ремесленников перед большими населёнными пунктами.

 Малой деревней Свядицу никто не помнит. Издавна она росла. В 1906 году в селении насчитывалось 67 единоличных хозяйств и 451 житель. Уменьшаться население стало после того, как по деревенским улицам начал разъезжать «чёрный ворон». Навсегда проглотил он Василя и Лукаша Клундуков, Платона Карбовского, Павла и Герасима Ходунов, много других свядичан.

 Настроение местного населения приподняло строительство железной дороги из Полоцка на Борисов и далее в Елизово: деревню ожидала большая перспектива. Однако перед войной осуществление доброго замысла почему-то остановили. До сего времени сохранилась железнодорожная насыпь между Вилами и Свядицей.

 Очередную «чистку» населения Свядицы провела война. Много геройства и предательства совершили свядичане. Претерпели бомбёжку деревни в отместку за приют, данный партизанам. Наиболее меня впечатлила совсем неординарная история военного лихолетья.

 С Первой мировой войны привёз свядичанин Герасим Аношко жену-немку Анну. Видно, крестьянкой была фрау, поскольку быстро привыкла к тяжёлому деревенскому труду, освоила свядицкий диалект. С людьми сошлась. В начале войны своих настоящих земляков встретила настороженно, верной осталась мужу и его народу. Взяли её немцы за переводчицу. Много виноватых перед завоевателями и совсем безвинных людей спасла она от смерти нарочно неточным переводом и личными просьбами. Как-то за отказ стать народниками арестовали немцы свядичан Михаила Гридюшко и Мину Шелковского. Специально спасать их бросилась Германка (так в Свядице прозвали Анну) в Лепель. Прямо из-под стволов автоматов вытянула бедолаг уже на Еврейском кладбище возле Черноручья. Однажды прятала Германка двух измождённых партизан в своей хате. Донёс кто-то на неё. Приехали народники. Один партизан убежал. Второго повесили на колодезном журавле. Анну увезли на возу. Позже сельчане нашли застреленную женщину в свядицком лесу. До сего времени живёт в Свядице внук (или правнук) Германки.

 Из послевоенной разрухи свядичане вылезали, как и все люди. Отстраивались. Работали в колхозе, на близком кирпичном заводе. Открыли магазин. Заскучавшие по женской ласке вчерашние воины наделали столько детей, что тесно стало в начальной школе. Пришлось властям где-то на стыке 50-60-х срочно возводить семилетку. Более сотни учеников начали в ней учиться. А где молодёжи досуг коротать? Клуб построили. По выходным в нём танцевали, ежедневно кино «крутили». На дому библиотеку образовали. Однако ничего удивительного в том не было. В каждой деревне с полтора сотнями дворов подобные новшества считались нормальным явлением.

 Вряд ли записывали Свядицу в число неперспективных деревень. И всё же резкий упадок её произошёл. Почему? О том легко догадаться. После отмены колхозного крепостного права люди бросились удирать от тяжёлого и бесплатного труда на благо государства в миражно беззаботную городскую жизнь. Ликвидировали кирпичный завод. Отменили все три автобусных маршрута через Свядицу. Мелиорировали округу, после чего живописная и богатая на рыбу река Свядица, что делит деревню, превратилась в безрыбную, мелкую и мутную канаву. Всё это грустью ложилось на сердца обитателей Свядицы, толкало туда, где жизнь развивается, а не откатывается назад.

 Меньше стало в Свядице детей. В 70-х закрыли восьмилетку. Через несколько лет не стало кого учить и в начальной школе. Навсегда заколотили гвоздями двери в клубе. Забрали уже ненужную библиотеку…

 Я каждый выходной приезжаю помогать маме. Ей 81 год. Вместе с папой Виктором учительствовала в местной школе. Однако в 1954 году папа умер от ран, полученных на фронте. Четыре брата Халимоненко составили экипаж танка. Лишь один погиб. Но недолго радовался победе и папа. Однако успел хату построить, детей наделать. Теперь Эдик с Василём живут в Светлогорске. Часто не наездишься оттуда в Свядицу. Вот и приходится вести хозяйство мне. Хотя какое там хозяйство могут держать женщины давно пенсионного и предпенсионного возраста? Копаемся в огороде больше для приличия, чем по необходимости.

 Могла, конечно, рассказать и про некоторых живых жителях Свядицы. Однако вдруг им не понравится моя характеристика. Поэтому не буду. И так много рассказала о деревне. Может, не совсем и так было на самом деле, ведь сама-то не видела, а пересказала рассказы других. Но суть истории деревни всё равно сохраняется. Почему-то нигде не читала, чтобы кто-то из уроженцев Свядицы зафиксировал в письменном виде её историю.

  Значит, я первая. Довольна этим. И было бы прекрасно, если бы выходцы из других деревень где-нибудь опубликовали воспоминания о своих весях. Представляете, как было бы приятно потомкам прочитать о своей вотчине, которая давно стёрта с лица земли.

1999.







Иван: 12.11.2018 в 23:35 — 4 недели назад

Написано Людмилой со скорбью в сердце история людей и д.Свядицы. Перевернул колхозный строй не без помощи НКВД вековой уклад крестьянской жизни селян на земле. Не мытьём так катаньем, тяжёлым, низко оплачиваемым трудом, без выходных и праздников, Советская власть(читай прыгон) вытолкнул молодёжь из села, оставив мать с отцом доживать свой век в тоске и печали по своим детям.. Да, Людмила хорошо бы было если бы с каждой деревни кто со слов, а кто сам помнит написал бы историю своей деревни, приложив список погибших от рук НКВД , список погибших на войнах и партизанах. Дед- всевед.12-11- 2018г.




Мара: 13.11.2018 в 10:38 — 4 недели назад

На одной земле живём, а какие разные воспоминания. По- моему мнению деревни стали уменьшаться в населении и приходить в запустение, именно после распада СССР. А после "воронков" и после войны, наоборот наблюдался прирост..

А про времена колхозов я вспоминаю с особенной теплотой, жили хоть и нелегко, но зато дружно и весело. Детей в каждой хате полно, тут тебе и внуки по двору бегают, и дед с косой, и бабка блины - драники печёт, а прабабка на печи лежит, да ещё и покрикивает-указывает. Дядьки, тётки, племяши - во народу!




Мартин: 13.11.2018 в 10:57 — 4 недели назад

Марачка, твои заблуждения развеет обращение к результатам переписи населения СССР. Окончательное запустение совпало с развалом СССР, а начало было положено в 60-тые годы, когда сельск. хоз-ву дали трактора, а освободившимся колхозникам паспорта, чтобы они ехали строить тракторные заводы и производить трактора.




Мара: 13.11.2018 в 11:19 — 4 недели назад

МАРТИН! Никакие результаты не переубедят меня в том, что я видела своими глазами. И что ощущала своей маленькой нежной душой. Столько было радости, и неимоверного счастья от каждого дня, от соприкосновения с, по-настоящему добрыми и светлыми людьми.




Иван: 14.11.2018 в 21:57 — 4 недели назад

Мара, всё познаётся в сравнении, в Ваших высказываниях всё, что говорите нужно принимать на веру.. Я, допустим, верю, что вы прожили без облочное детство, счастливую юность, видели даже радостные сны, которые сбывались. Я рад за Вас, что Вы смотрели на промилькнувшую мимо Вас жизнь сквозь розовые очки. У меня так не получилось, жизнь прошла в клеточку, посколку я от рождения человек впечатлительный, то мимо меня не проходило ни хорошее ни плохое. Все, что осело в памяти я чисто сердечно сейчас излагаю на бумаге. Читайте Память о прошлом, Вот они- враги народа, Женщинна на крючке. Жалко мне, что мало кто просит рассказть о событиях давно минувших дней. Приклеяли с чьей-то лёгкой руки, что я человеконенавистник, злой кляузник политической жизни страны. Успокаевает только изречение: А СУДЬЯ КТО? Дед-всевед 14 11 2018 г..




Мара: 14.11.2018 в 22:23 — 4 недели назад

Дед-Всевед, я "Память о прошлом" прочитала, и даже не один раз, иногда и теперь заглядываю, перечитываю какую-нибудь главу. С чем-то не согласна, но это ВАША ПАМЯТЬ, и разве я вправе вас судить. Не знаю, возможно, я по молодости лет, и была в розовых очках, но ведь были мои родные, которые тоже расказывали противоположное вашим рассказам. Это жизнь, и у каждого она разная, и каждый трактует её по-разному.

А насчёт того, " что мало кто просит рассказать о событиях давно минувших дней", вам нужно чья-та просьба? Открыли тему, и вперёд, а то у нас писателей маловато, зато читателей, и критиканов хоть завались. И я буду первой, а вы не обращайте внимания, вон как Блукача, и хвост, и в гриву, а он знай гнёт свою линию, и чёрт ему не брат, и Бог не сват. И кому от этого хуже?






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора


  




Популярные за неделю


ТУХТА ПРЭЗЕНТУЕ КНІЖКУ — 4 дня назад,   за неделю: 500 
682. АДМЕТНАСЦІ ПАСЕЛІШЧА ПАЛЯКАЎ. Тухта Валер — 7 дней назад,   за неделю: 183 
ПЕРАХОД СКРОЗЬ ПАЛІГОННЫ ЛЕС. ФотаФік — 20 часов назад,   за неделю: 176 
РЫБНЫЙ ДЕНЬ. Шуш Эсенскі — 1 неделю назад,   за неделю: 127 
ВЫЙШЛА КНІЖКА ПРА ЛЕПЕЛЬСКІХ КАВАЛЕРАЎ. Шуш — 7 месяцев назад,   за неделю: 82 
ЮШКИ — 2 недели назад,   за неделю: 63 



 

Copyright © 2009 - 2018 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение