27 сен 2019 в 09:00 — 2 месяца назад

84. МОТОЦИКЛ «МИНСК» ПОДЛЕЖАЛ СОЖЖЕНИЮ. Шуш Эсенскі

Тема: Личные мемуары о красной эре     Сегодня: 1, за неделю: 14, всего: 1221

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Я – мотоциклист по жизни. Впервые сел в 1975 году на мотороллер «Электрон». Сейчас езжу на китайском мотоцикле «Хорс Z-150». Между ними мои транспортные потребности удовлетворяли мотоцикл «Минск», мотороллер «Тулица», второй мотоцикл «Минск», третий мотоцикл «Минск», китайский мопед «Альфа», китайский мотоцикл «Райсер».

 Не буду характеризовать технические плюсы и минусы каждого транспортного средства, поскольку привёл их в мемуаре «Собственный транспорт строителя коммунизма». Сейчас лишь затрону те мотики, которые стали моими кровопивцами. Долго не рассусоливая, назову их сразу. Это все три «Минска». Когда я покупал каждого из них, питерский муж моей сестры Витька поучал:

 - Володя, зачем ты покупаешь «Минск»? Это же велосипед! Возьми «Восход».

 Я его, конечно, не слушал, за что доселе называю себя дураком. Резонен вопрос: почему тогда покупал? Отвечу.

 Мопеды не в счёт – зачем же тогда было платно учиться на мотоциклиста? Моей мечтой была «Паннония». Но её как раз во время моего обучения в автошколе сняли с производства. Самым дешёвым транспортным средством класса «мотоциклы» был мотороллер «Электрон». Я его первого и купил. Ничего хорошего. Заколебало постоянное ослабление натяжки цепи. Показывал специалистам. Лишь руками разводили. Продал.

 Первый «Минск» был ещё шестивольтовым.

 На четвёртой передаче по гравийке совсем не тянул, сбрасывал обороты и требовал третью. Под ветер по асфальту так же требовалось включение третьей передачи. По минской трассе от нынешнего «Гостиного двора» на горку в сторону Минска никогда не подъезжал на четвёртой, даже если ветер в попу.

 Может мне неудачный мотик попался? Да нет же. У моих братьев Васьки и Толика были такие же, и они также с ними горевали.

 Продал.

 «Тулица» - мощная машина. Но в ней аккумулятор. А на него можно было нарваться лишь в Тульской базе «Посылторга». Заказ или ответ: «Нет в наличии» приходилось ждать не менее двух месяцев.

 А аккумулятор, как известно, имеет систему зарядки. Вот она-то и выматывала нервы. То щётки не работают, то по иной причине искра убегает.

 Занимались зарядкой крупные специалисты. Возвращали искру-беглянку. Даже самодельные щётки мастерили. Но всё ведь подвержено износу. А запчасти в магазинах советской Беларуси никакие не продавались – восьмидесятые годы ведь стояли.

 Продал «Тулицу». Почему же тогда снова купил плохой «Минск»? Ну, потому, что он стал 12-вольтовым, и его все хвалили.

 А ещё потому, что более мощный «Восход» критиковали за плохую заводку. И он был дороже.

 «Яву-250» не хотел из-за дороговизны и статуса скоростного мотоцикла, которому подавай асфальт. А как же по грибы да на рыбалку добираться по лесной и береговой целине? «Иж» и другие тяжёлые мотоциклы с коляской даже не рассматривал по трём причинам: были слишком тяжелы для езды по пересечённой местности, продавались по длинной очереди, стоили дорого.

 Ещё один плюс имел «Минск». Кой-какие запчасти можно было купить в минском фирменном магазине мотовелозавода и выписать с базы «Белкоопторга».

 Вот и купил «Минск» в лепельском универмаге. Завёл, а он как попёр на вокзальную гору по улице Будённого, что я даже испугался: не в разнос ли двигатель заработал? Но наслаждался мощностью второго «Минска» недолго. Как пошло-поехало всё в нём ломаться. Что ни выезд, то поломка. Если надо кого-то отвезти к автобусу, необходимо за час до отправления попробовать заводить – вдруг опять искры нет. Поехал в Новолукомль за мясом - на полдороги заглох и не завёлся. Пока разбирался, припёр к километровому столбу с цифрой «20» - столько от Лепеля отъехал. Привёл домой пешком. Оказалось, бобина сгорела. А они-то не продаются. Но мне подогнали от грузовика ГАЗ.

 Второй раз поехал в Новолукомль за мясом. Ровно на повороте с Оршанки на город энергетиков полетела поршневая. Закатил во двор ближайшей деревни и на попутке домой добрался. Уже шли бардачные 90-е, и запчасти продавались в мотомагазине по улице Данукалова. Купил поршень с цилиндром, хоть и стоили дорого. Назавтра автобусом добрался до мотоцикла. Поставил. Приехал.

 Поехал продавать сигареты в Пышно. Цепь намотала чехлы на звёздочку и порвалась. Загнал во двор. Поехал в Лепель на попутке. Купил. Назавтра приехал автобусом, поставил.

 Это назвал крупные поломки. А мелких было, может, тысячи, а может, и весь миллион. Почти при каждой заводке искра пропадала. На каждом выезде ломалось всё: электрооборудование, сцепление, тормоза, спицы, резина, зеркало, ходовая…

 В общем, не просто много моей крови выпил «Минск», а забрал несколько лет жизни, порвав кучу нервов. Я сдался. Опустил руки. Не хотел даже подходить к кровопивцу. И задумался: как отомстить производителю за выпуск такого г…? И придумал.

 Тогда можно было всё. Не требовалось никаких заявлений на акцию. Митингуй. Собирай подписи. Становись в пикет. Но это мне казалось мелкой местью.

 Тогда я состоял в Беларусском Народном Фронте, и у меня были большие возможности. И вот что придумал: по своим каналам собрать оппозиционных журналистов, созвать друзей-знакомых, выбрать безопасное место в кустах и устроить публичное сожжение мотоцикла «Минск». Пусть распишут писаки на всю страну, на весь мир, какова продукция Минского мотовелозавода.

 Начал готовить письменную характеристику «Минска». Поделился своим намерением с лучшим другом Витькой питерским. А тот работал в мэрии Санкт-Петербурга. В общем, отговорил меня от сумасбродной затеи. Сказал, что во мне кипит злоба, и месть мне никакой материальной компенсации не принесёт, а власти ещё больше настрою против себя, станут мне мстить, вылавливать по каждой мелочи, не отмажусь…

 В общем, я сдался. Продал «Минск». Купил «Опеля-кадета». Выучился на водителя. Стал ездить. Однако мотоциклисту с моим стажем необходим был мотоцикл. И я купил… третий «Минск». До сих пор не пойму: зачем его? Наверное, к тому времени ещё не появились китайские мопеды и мотоциклы.

 И снова горевал. То, что сейчас добавлю к характеристике третьего «Минска», относится и к прежним двум.

 Как начал он мозги выедать! На гарантии полетела поршневая система. Притащил по Минскому шоссе от поворота на Веребки до Сельхозтехники. Без разбирательства универмаг по гарантии привёз новый цилиндр с поршнем. Заменил. Поехал. Но ждал-то новую поршневую группу месяц – это в самый разгар мотосезона!

 Масло прёт со всех прокладочных соединений. Нужна спецодежда, поскольку колошины всегда промаслены. В них въедается пыль. Стиральная машина её не отмывает. Резерва хватает на пять километров: куда на нём заедешь? А в моём нынешнем «Хорсе» резервный запас бензина рассчитан на 38 километров – всегда дотянешь до заправки.

 Одна за другой перегорали 12-вольтовые лампочки. Не успевал менять, пока не поставил 24-вольтовые. Но на техосмотре просекли, что слабый свет. Прогнали. Пришлось менять генератор.

 Под седлом в коммутаторе имелся проводок, отключив который, можно было запускать мотор без ключа зажигания. Воры это прекрасно знали. Во время моего богатырского сна на турбазе в Полоцком районе угнали мотик из-под двери. Хорошо, что упал, вытек бензин. Оставили поблизости в лежащем положении.

 К метизам, крепящим мотор, не подлезть. Кое-как подкручивал гайки. Но этого было мало. Оттого крепёжные уши разбились, и двигатель при езде ходил ходуном, создавая дополнительную нагрузку на цепь. Не успевал менять.

 После зимовки заводил два месяца. Даже брал редакционного УАЗика, и шофёр Коля Краскович таскал меня на буксире.

 Нет стабилизатора освещения. Даёшь газу – светит. Сбросил обороты, лишь мерцает.

 В 2012 году случился дефолт. Из магазинов расхватали всё. Мне достался китайский мопед «Альфа».

 Как поехал, так ещё больше возненавидел «Минск». Никаких проблем. Ни с заводкой, ни с эксплуатацией. Зиму простоит в гараже, весной заряжу аккумулятор, и с первого раза заводится. Сел и поехал.

 Продал к чёрту опостылевший «Минск». Но мопед – вроде как несерьёзно. Купил китайский мотоцикл «Райсер». Золото! Нахвалиться не мог бесперебойной работой. Однако весной 2017 года «Райсер» ввёз меня в серьёзную аварию. Сам вдребезги, а меня отремонтировали хирурги. Но я к «китайцу» претензий не имею – «Ауди» перегородила мне главную дорогу, а он не успел среагировать. Врезался в двёрку. Я совершил кульбит через машину. Приземлился головой в асфальт. Мотоцикл вдребезги.

 Шлём раскололся. «Скорая» забрала без сознания. Поскольку виноватым не был, за компенсацию купил ещё более серьёзного «китайца» по имени «Хорс Z-150» объёмом двигателя 162 кубических сантиметра. Ездит третий сезон. Проблем мне не создаёт.

 После выхода с зимовки заводится моментально. Хочу что-то поджать, подкрутить, а нечего – всё на месте. Смывать надо лишь дождевую грязь, масло нигде не проступает. Прёт как мерин. Ну почему китайцы умеют делать, а беларусы нет?

 Когда выбирал «Хорса», продавец советовал взять «Минск». Только не «Минск»! Уговаривал: да теперь в нём ничего беларусского нет, всё из Китая. И я отвечал:

 - А название? Если бы было «Пекин», взял бы. А «Минск» у меня в печёнках сидит.

 Кстати, мой любимый «Хорс» из китайских запчастей собран на Гомельском мотороремонтном заводе. Парадокс! В Гомеле беларусы могут, а в Минске – нет.

И последнее. Не верьте тем, кто хвалит свой "Минск". Так поступают те, кто иных мотиков не имел. Я же в течение 44 лет беспрерывно эксплуатировал восемь мотоциклов, три из которых "Мински", потому имею право заключить: хуже мотоцикла, чем чудо минского мотовелозавода, не встречал. 

 Автор горько вздыхал над личной мототехникой 27 сентября 2019 года.

Читайте мои единственные в мире «Личные мемуары о красной эре».

 







27 сен 2019 в 22:49 — 2 месяца назад

Печально,но честно.



30 сен 2019 в 15:33 — 1 месяц назад

Можа хтосьці не зразумеў аматарскі здымак на застаўцы да мемуару? Даю дадатковае тлумачэнне: аўтар з сынам паказваюць "Мінску", асуджанаму на спаленне, фічкі. Настолькі іх дапякла пародыя на матацыкл.



01 окт 2019 в 23:14 — 1 месяц назад

Купил бы какой нить мотик японский, ну или итальянский, немецкий Прошу прощения Бэушний, есно... Думаю, мнение к китайцу изменилось бы. Я о Минске, Восходе мечтал в детстве. У нас мало как то в городе ездили на мотоциклах, даже мопеды были редкость. Типа Рига, Верховина. В деревне ездили в основном на Ижах, Уралах с колясками. Это было практично. А на двухколесном толку то ? Ничего и не привезешь. И вот как то не помню серьезных проблем с Ижами. У нас был древнейший ИЖ 49. И Юпитер 2. И работали хоб хрен.



01 окт 2019 в 23:24 — 1 месяц назад

SeRJ, одной из причин повторных покупок "Минсков" я как раз и назвал большую стоимость и очередь в несколько лет на покупку всех мотоциклов классом выше "Восхода", а также абсолютное отсутствие запчастей к ним. В современном мире могу сказанное отнести и к покупке японских мотоциклов. А зачем ими заменять китайские, если те меня полностью устраивают?



02 окт 2019 в 00:20 — 1 месяц назад

Валацуга, твоя нелюбовь к "Минским" объясняется очень просто. Ты их не любил, ты относился к мотоциклам как средству транспортировки тела из пункта А в пункт В, и это средство еще требовало денег. Ты заранее, еще до покупки их ненавидел, и они тебе платили тебе тем же. Я свой "Минск" любил, его убил братец Вася, как и последующий свой. Вспоминаю как по приезду на малую Родину, увидел свой мотик с мотором привязаным проволокой, у меня сердце разрывалось, у меня была к нему какая то (не любовь) привязанность, как сейчас к машинам, я каждую любил, и сейчас люблю. Как и ты сейчас влюбился в своего китайца.



02 окт 2019 в 17:15 — 1 месяц назад

Терентий, ты, мусіць не дачытаў апошні абзац мемуару. Ён цалкам адказвае на твой камент: "И последнее. Не верьте тем, кто хвалит свой "Минск". Так поступают те, кто иных мотиков не имел. Я же в течение 44 лет беспрерывно эксплуатировал восемь мотоциклов, три из которых "Мински", потому имею право заключить: хуже мотоцикла, чем чудо минского мотовелозавода, не встречал".





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Темы автора


  




Популярные за неделю


88. МОИ МУЧИТЕЛИ АМЕРИКАНЦЫ. Шуш Эсенскі  — 3 дня назад,   за неделю: 320 
РАСКОПКИ СТАРОГО БЛИНДАЖА  — 6 дней назад,   за неделю: 306 
89. ТАК ПОГИБАЛИ СОВЕТСКИЕ ДЕТИ. Шуш Эсенскі  — 23 часа назад,   за неделю: 173 
КУРГАНЫ І ГАРАДЗІШЧА ЛЯ АЗЁРАЎ ТЭКЛІЦ І ЛУКОНЕЦ  — 4 дня назад,   за неделю: 171 
87. КАЖДОЙ ТЁЛКЕ ПО КУКУРУЗИНЕ. Шуш Эсенскі  — 1 неделю назад,   за неделю: 143 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ