22 окт 2019 в 08:56 — 3 недели назад

НЕМЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙКА

Тема: Бадзяўкі ў лайдацкіх блуканнях     Сегодня: 3, за неделю: 20, всего: 786

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Сие моё повествование не есть научное исследование истории строительства оккупационными властями в 1943 году узкоколейки Лепель – Парафьяново. Этой своей фотоинформацией хочу лишь показать, какой была та железка. Сразу, забегая наперёд, скажу: грандиозна! Судите сами по фрагментам 76-летней давности.

 Не буду показывать то, что сохранилось близко к Лепелю. Там мало что осталось. Лучше сразу перенесусь в глушь неимоверную, за 24,5 километра от лепельского вокзала, по автодороге Р86 Богушевск – Мядель. Это между лепельской деревней Савин Дуб и докшицкой Беседа. На границе районов. А подробно так даю привязку к местности, чтобы заинтересованные разведчики-любители, то бишь краеведы, продолжили начатые мной исследования, ведь если официальные мужи за столько послевоенных лет за дело не взялись, то уж не возьмутся никогда. Дерзайте по моим следам, друзья!

 Причину строительства 89-километровой узкоколейной железной дороги поищите сами, если возникнет желание. Здесь замешано производство снарядов-ракет «Фау». Мне лень копать интернет, чтобы написать о том правильно и подробно, поскольку в данный момент я лишь созерцатель, ну и в некоторой степени рассуждатель.

 Вправо с асфальта сворачивает наезженная лесная дорога. Проложена она по искусственной насыпи.

  Зачем гравием насыпать ровный как стрела просёлок протяжённостью всего несколько сотен метров? Ведь заканчивается он тупиком, упираясь в болотистую пойму лесного ручья, притока реки Ушачи.

  Ответ может быть лишь таков: чтобы положить рельсы. Они и дальше лежали на ровной насыпи сквозь низкую пойму. 

 Подойдём поближе. Большая трава маскирует насыпь, и её плохо передаёт камера. Но всё равно бывшая железка на снимке просматривается.

 А где тогда мост через ручей, по которому ходил узкий поезд? У меня вырисовывается такой ответ: партизаны бессчётное количество раз подрывали железку и объекты на ней. Скажете: тогда от переправы должны остаться следы строительных материалов. Они и остались: вот неиспользованная глыба бетона на берегу ручья. В ней звери постарались сделать укрытие.

 А рельсы где? Скажите, а где хоть один рельс от ветки в старые химсклады, что пересекала улицу Деповскую? Ясное дело: пошли в переплавку.

 Чуть дальше имеются два дзота с отчётливо видимыми пулемётными гнёздами. Гильз возле них полно. Охранялась узкоколейка. А, может, партизаны в засаде сидели?

 Поезд уходил в сторону деревни Путилковичи Ушачского района. Дальше топать по высокой траве не хватало времени, поскольку дело было к вечеру, а мне надо показать ещё один чрезвычайной важности объект. К нему относятся следующие мои рассуждения.

 В средине нулевых годов нынешнего тысячелетия видел, как в Докшицком районе добывали торф. Его грузили сразу в вагоны, стоящие на узкоколейке. Шпалы под рельсами лежали прямо на торфу. Никакой подсыпки – дело-то временное, таскай себе всю железку следом за экскаватором. Почему же тогда немцы такую грандиозную насыпь сооружали под свою узкоколейку, будто по ней собирались ходить международные поезда.  Ответ кроется в преддверии войны. Во второй половине 30-х годов.

 По Лепельщине полным ходом строилась железная дорога Полоцк-Борисов-Елизово (рабочий посёлок стеклозавода в Осиповичском районе Могилёвской области). Когда в 1939 году Красная армия отвоевала у Польши Кресы Восточные, необходимость в той стратегической дороге отпала, и советское правительство начало строить железную дорогу Лепель - Крулевщизна. Много уже сделали. Но не доделали – помешала война. Вот тут-то и возникает спорный вопрос в среде лепельских обывателей. Якобы старожилы доказывают, что немецкая узкоколейка шла в стороне от советской насыпи. Немцы что такие дурные, чтобы вести дорогу параллельно готовой насыпи, из чувства нацистской гордости не трогая подсунутый врагами калач? Да использовали оккупанты его по всей программе! Лишь в Докшицах направили свои рельсы не в Крулевщизну, а на недавнюю польскую станцию Парафьяново – ближе по расстоянию и ближе к Рейху.

 Вот сейчас и поведу вас обратно, чтобы показать мощь немецкой узкоколейки Лепель-Парафьяново, а по сути советской железнодорожной насыпи из Лепеля в Крулевщизну. Для этого прошу возвратиться назад, пересечь дорогу Р86, параллельно запущенный хоть в своё время и благоустроенный немцами большак Березино-Лепель, и вновь взойти на железнодорожную насыпь. 

 Весь лес по обе стороны насыпи изрыт воронками, оставленными снарядами и миномётными минами. Дааааа, сражение здесь проходило грандиозное. Охранников узкоколейки и автодороги с партизанами? Или наступающих армад Красной армии с отступающими гитлеровцами? Скорее всего, второе, ведь вряд ли у партизан была столь мощная бомба и самолёт, чтобы разворотить такую ямищу, вокруг которой до сих пор во мху сидят большие осколки.

 Ну, вот и подходим к болоту, по которому в длительную ненастную погоду струится небольшой ручеёк, а сейчас имеется лишь подобие русла.

 И… ахайте, восхищайтесь! В разорванной ручьевой поймой насыпи стоит грандиозным монолитом каменный мост.

  Разве ж могли немецкие проектировщики создать такого исполина для временной узкоколейки? Понятное дело, что её строили узники основанного в Докшицах концентрационного лагеря, бесплатная рабсила, так сказать. Но какие расходы должна была понести казна Рейха на сооружение таких мостов и насыпей!

 А чуть дальше есть ещё похожий мост через ручей. Только к нему уже не пойду – впереди меня ждут дела на иные исторические темы.

 Кстати, между Докшицами и Парафьяновом, где в войну не было партизан, немецкая узкоколейка весь 1945 год работала на победителей. Только хорошее дело, как и всё у нас, было попрано бесхозяйственностью.

 Разработанный недавно Генеральный план строительства Лепеля предусматривает прокладку железнодорожной ветки Лепель – Крулевщизна. Утопия, конечно. Но слышать о том приятно.

2019.







22 окт 2019 в 21:55 — 3 недели назад

Вось тут некалькі здымкаў https://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=3512





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Темы автора


  




Популярные за неделю


88. МОИ МУЧИТЕЛИ АМЕРИКАНЦЫ. Шуш Эсенскі  — 5 дней назад,   за неделю: 378 
89. ТАК ПОГИБАЛИ СОВЕТСКИЕ ДЕТИ. Шуш Эсенскі  — 4 дня назад,   за неделю: 287 
КУРГАНЫ І ГАРАДЗІШЧА ЛЯ АЗЁРАЎ ТЭКЛІЦ І ЛУКОНЕЦ  — 6 дней назад,   за неделю: 201 
РАСКОПКИ СТАРОГО БЛИНДАЖА  — 1 неделю назад,   за неделю: 161 
87. КАЖДОЙ ТЁЛКЕ ПО КУКУРУЗИНЕ. Шуш Эсенскі  — 1 неделю назад,   за неделю: 112 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ