25 окт 2019 в 08:21 — 4 месяца назад

737. РЕЛЬСЫ И КОСТЫЛЬНИК ВДАЛЕКЕ ОТ ЖЕЛЕЗКИ. Шкиндер Василь

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 6, всего: 497

Сведения о респонденте смотреть здесь.

 Железная дорога с 20-х годов прошлого столетия стала неотъемлемой частью Лепельщины. Даже музей железной дороги до недавнего времени был в двухэтажном Доме бригад возле вокзала. Однако его съела оптимизация.

 В моём музее старого быта связанных с железной дорогой экспонатов немного. И добыты они вдалеке от путевых объектов.

 Поди, уже мало кто и знает, что менее как два десятилетия тому назад ещё теплилась жизнь в двух хатах захолустной деревеньки Поташня. Находилась она на полевом просёлке из Свядицы в Иван-Бор, напротив ещё раньше почившего кирпичного завода «Свядица». Естественно, большинство поташнянцев вряд ли видело вживую поезд или рельсовый путь. А вот рельсы украсть сумели.

 Попал я уже в призрак Поташни лет 17 назад. Разваленные хаты. Улицы утопают в объятиях исполинских ракит. И ни души…

 На одной усадьбе покосилась полуразвалившаяся хата, баня и дворовая ограда. Опорой ей служили деревянные столбики, прикреплённые к вкопанным в землю кускам железных рельсов. На век сделано. Тогда железной лихорадки ещё не было, и все пасынки из рельсов стояли на месте. Один был приставлен к углу развалившегося предбанника. Начал осматривать железяку. Отчётливо читалась отлитая надпись: «ГОССТАЛЬ СТАЛИН 1 25 Т III (изображение серпа с молотом) С.С.С.Р.». Кусок рельса с надписью я забрал в музей.

 Считаю, что из-за надписи «СТАЛИН» этот кусок рельса не закопали в качестве пасынка. Побоялись возможных преследований впоследствии или вовсе из уважения к вождю-монстру.

 …Однажды попал в мой музей случайный посетитель. То ли из Торонковичей, то ли из Григоровичей он был. И наиболее важным  экспонатом для него оказался костыльный ключ.

 Как увидел, сразу воскликнул:

 - Ай, вот неожиданность. Я сидел в тюряге, и на железной дороге нас принуждали работать. Точно такими костыльными ключами мы пользовались. За каждым был закреплён конкретный с определённым номером, чтобы не потеряли или у нас не украли, в общем, берегли под угрозой серьёзной ответственности за сохранность. Назывались костыльные ключи сокращённо: костыльниками. На каждом был выбит определённый номер, чтобы в момент определить его хозяина.

 Вместе осмотрели экспонат. Номера не обнаружили. Значит, не тюремный инструмент. По ходу его обсуждения бывший зэк рассказал, что причиной такого тщательного учёта костыльников на зоне считали их сверхпрочный материал изготовления, который дорого ценился, а также возможность совершения ключами диверсии на железке.

 Костыльный ключ я обнаружил в Докшицах, где, кстати, также нет железной дороги. Ну а несколько самих костылей нашёл возле железной дороги Орша–Лепель на перегоне Лепель – Лозовики.

2019









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Темы автора


  




Популярные за неделю


Мемуар 98. БЕСПРИЗОРНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ДЕТИ  — 4 дня назад,   за неделю: 409 
Мемуар 97. ДОПИНГ С ПЕЛЁНОК  — 2 недели назад,   за неделю: 141 
748. ЛЕПЕЛЬСКИЙ МИССИОНЕР. Содько Николай  — 1 неделю назад,   за неделю: 140 
ТРАТУАР АДРАМАНТУЮЦЬ!  — 2 недели назад,   за неделю: 98 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ