07 мар 2016 в 07:26 — 4 года назад

192. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В ЛЕПЕЛЕ. Пшенко Клавдия

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 5, всего: 1373

 Родилась в 1940 году в деревне Зелёный Остров Лепельского района. В Лиозно окончила полугодичную торговую школу. Работала продавцом в магазине Зелёного Острова, буфетчицей железнодорожной столовой в Лепеле, заведующей железнодорожным магазином. Живёт в Лепеле.

 В детстве так наработалась на своём огороде да на колхозном поле, что к сельскохозяйственной деятельности меня не тянуло нисколечко. При выборе жизненного пути рассуждала так: в магазине товар продавать да мешки-ящики таскать - не в колхозе навоз нагружать да серпом жать. Именно из таких соображений поступила я в торговую школу городского посёлка Лиозно. Трудовую жизнь начала в своём Зелёноостровском сельмаге. В 1962 году моя сестра Люба Дублинская собралась на Целину. Недолго думая, я заняла её место буфетчицы в железнодорожной столовке, которую все называли Захаренковой, поскольку заведовал ей Георгий Александрович Захаренко. Так как личность эта в Лепеле легендарная (его именем до сих пор называется местность за примыканием улицы Максима Горького к улице Чуйкова), на нём остановлюсь подробнее.

 Наш заведующий был человеком строгим, но справедливым. Работников никогда не обижал, но и спрашивал за исполнение служебных обязанностей по всем правилам. Поскольку столовая обеспечивалась продуктами из гособеспечения Орши, они были на треть дешевле, чем в лепельской кооперативной торговле. Соответственно отличалась и стоимость предлагаемых блюд у нас и в городских столовках. Заведующий старался вовсю, чтобы его заведение имело приличную репутацию. Это руководителю удавалось - каждый проголодавшийся старался по возможности отобедать в Захаренковой столовке.

 Уже в 1962 году питание железнодорожников и обычных посетителей не отличалось ничем - всем готовили одинаково хорошо и с одинаковых продуктов. Но привилегии у железнодорожников всё же были. Мы знали, сколько поездных бригад и работников станции питается у нас, поэтому при стихийном повышенном спросе на какие-то блюда, прекращали их продажу клиентам и припрятывали для своих. Ещё работники железной дороги обслуживались вне очереди независимо от их служебного положения. Льготы были одинаковые: что для начальника станции, то и для рабочего по ремонту пути.

 Георгий Александрович постоянно следил за порядком в своём заведении. Не знаю, как было раньше, но при моём приходе спиртное в столовке не продавалось, за исключением разливного пива из огромных дубовых бочек. Оно пользовалось огромным спросом, поскольку было дешевле, вкуснее и свежее бутылочного. За пивом всегда были очереди.

 Но любители водочки под пиво выход находили - через дорогу располагался продуктовый магазин. Покупали там вино или же водку и шли распивать в столовку. Заведующий такие действа любителей «зелёного змия» не пресекал, поскольку у нас покупали закуску - в магазине она была дороже и совсем не имела ассортимента. Прогони пьяниц, так и выручки не будет. А шли они к нам не в поисках места выпить, а поесть и унести домой нашу выпечку. Это точно, потому что я знала в лицо постоянных клиентов. Любили люди наши пирожки, коржики, пряники, булочки, хворост, пончики… А перед приходом к нам алкоголь в магазине покупали попутно. Те, у кого была своя закуска, к нам не заходили, а приземлялись во дворе жилой части общего со столовкой здания. Там хозяин Михаил Григоренко специально оставлял стакан, за что ему благодарные пьянчуги оставляли пустые бутылки.

 Жил Захаренко на углу улиц Будённого и Октябрьской в сторону улицы Вокзальной (теперь Лобанка). Его жена Лиза не работала. Дочка Лидия была замужем за Метлой и работала в больнице кардиологом, а сам Метла был хирургом. Конечно, Григорий Захаренко давно умер. Дом продали.

 Сколько было лет Григорию Захаренко, сказать не могу. Смотрелся он браво: высокий, худой, длинноносый.

При мне оформил пенсию и несколько лет продолжал работать. Его сменила Граховская, но проработала меньше года, заболела и ушла, поэтому имени её не запомнила. После Граховской заведовать столовой стал Михаил Лукич Хватынец. При нём мне предложили стать заведующей железнодорожным продуктовым магазином (был ещё промтоварный). Шёл тогда 1976 год.

 В магазине работать было труднее тем, что нужно было дважды в неделю ходить к ночному поезду выгружать товар. Специальных грузчиков не было. Две уборщицы по совместительству считались грузчицами. Так и ходили по очереди на ночную разгрузку: я или продавец и одна из уборщиц. Теперь уму непостижимо, как тогда вдвоем одолевали полный вагон муки, крупы, водки… Сначала выкладывали товар на повозку, а потом с неё заносили в склад. И не с перекурами работали, а были обязаны очистить пульман до трёх часов утра, чтобы он с рассветом был уже в Орше. Теперь бы с такими условиями труда ни один продавец не работал бы.

 В штате магазина был ещё возчик с конём. Но в его обязанности входила доставка с заводов хлеба и молокопродуктов. Весь остальной товар был оршанский. Поэтому и пользовался спросом у лепельчан. К тому же аналогичные продукты в лепельских магазинах продавались дороже. Да и ассортимент в них был намного скуднее, хотя и нас не миновал приснопамятный советский дефицит.

 Зимой из Орши доставляли дефицит из дефицитов - мясную тушёнку - борцам со снежными заносами. Колбасу привозили всякий раз неопределённое количество, и мы её должны были разделить на всех железнодорожников. Так что, лепельчанам этого продукта не доставалось. Мясо вообще не привозили.

 Подобная ситуация наблюдалась и в расположенном рядом железнодорожном промтоварном магазине. Председатель профкома заранее знал, что дизель везёт дефицитные шарфы, кофты. Это для того, чтобы до прибытия поезда успеть справедливо распределить ходовой товар среди нуждающихся. Люди знали, кому привалило счастье, и выходили на перрон. Промтовары выгружали и продавали прямо перед вокзалом, хотя до магазина было пару сотен метров.

 В 1995 году я оформилась на пенсию, проработала ещё два года и уволилась.

 Рассказала про три железнодорожные торговые точки: столовку, промтоварный и продуктовый магазины. Была ещё одна: в самом вокзале находился железнодорожный ресторан. Но о его работе ничего не знаю, кроме того, что он также пользовался популярностью у местного населения, пассажиров обоих вокзалов, а также водителей-транзитников.

Записано в 2014 году.









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Темы автора


  




Популярные за неделю


Мемуар 98. БЕСПРИЗОРНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ДЕТИ  — 1 неделю назад,   за неделю: 268 
58. Дикляева Валентина. КОТОВЩИНА (91)  — 4 года назад,   за неделю: 91 
ТРАТУАР АДРАМАНТУЮЦЬ!  — 2 недели назад,   за неделю: 81 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ