23 мар 2016 в 08:26 — 5 лет назад

202. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ОТ СОЗДАНИЯ ДО ЛИКВИДАЦИИ. Шлег Татьяна

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 6, всего: 1977

Сведения об авторе здесь.

 В 1956 году в Лепеле открылось новое учебное заведение – Лепельская школа-интернат, история которого длилась 36 лет.

 Поначалу школа-интернат размещалась в двухэтажном здании из красного кирпича, построенном в конце 19 века.

 На первом этаже располагались классы (в первый учебный год было пять), на втором – жилые комнаты. Сразу же было начато строительство новых, ремонт старых подсобных и учебных корпусов. Вскоре на противоположной стороне улицы было восстановлено двухэтажное здание, в котором разместились медицинские кабинеты и спальный корпус. Тогда же было начато строительство овощехранилища. В 1957 году частичное керосиновое освещение полностью заменено электрическим. Через два года построен каменный гараж, начато возведение кормокухни, мастерских, столовой. В 1960-м по улице Данукалова открылся новый двухэтажный учебный корпус с просторными кабинетами физики, химии, биологии и другими. Для кабинета биологии заказывались чучела в Березинском заповеднике. Наличие собственных котельных позволяло раньше начинать отопительный сезон в случае обнаружения сырости в жилых и учебных корпусах.

 В школе-интернате было своё подсобное хозяйство. Из числа воспитанников создавались специальные бригады: строительная, огородников, кролиководов и другие. Ребята выращивали и собирали хорошие урожаи. В 1957 году была создана свиноферма. Доход по подсобному хозяйству составил более 20000 рублей. За активное участие в выполнении сельскохозяйственных работ на опытном участке комсомольская ученическая организация и пионерская дружина имени Александра Матросова в 1960 году были награждены радиоприёмником «Рекорд». Ребята занимались озеленением школьного двора, создавая свой ботанический сад.

 Работал большой педагогический коллектив – более 30 человек. Девизом работы были слова А.С. Макаренко: «Если в школе есть коллектив, для которого успех целой школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте, а затем уже на третьем месте его личный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательная работа». Стенд с этой цитатой был вывешен на видном месте в учительской. Ежегодно педагоги пополняли свои знания, повышали интеллектуальный уровень, посещали семинары, курсы.

 Первым директором школы-интерната был Трофим Исаакович Макеев (1956 - 1960). Сменил его Николай Андреевич Чернышёв, учитель химии (1960 – 1965). Следующие семь лет школу возглавлял Тимофей Павлович Винник, два года до того проработавший завучем по воспитательной работе. 12 лет педагогической деятельности отдала школе-интернату Галина Васильевна Тумашкова, учитель русского языка и литературы, проработавшая семь лет завучем (1965 – 1972). Замечательный педагог и руководитель в 1967 году была удостоена звания «Заслуженный учитель БССР», участвовала в республиканском съезде учителей в Минске, где была избрана делегатом от учителей Витебской области на Всесоюзный съезд учителей в Москву. Около двух лет возглавляли школу-интернат Юлиан Фёдорович Варган (1977 – 1979), затем – Фёдор Иванович Груздов (1980 – 1981). С 1981 года директором был Василий Константинович Майзус, в 1990-м его сменила Наталья Александровна Гриб, девять лет до того проработавшая завучем, пять лет – воспитателем и учителем иностранного языка.

 За здоровьем воспитанников следили врачи Ия Петровна Прохорова (1956), Лидия Яковлевна Супрун (1957), Михаил Владимирович Булычев (1959), Олег Павлович Варган (1976) и другие. С 1965 года одним из направлений деятельности учреждения стало лечение детей, больных сахарным диабетом, врачом-эндокринологом Николаем Васильевичем Окуловым.

 В школе-интернате воспитывались сироты, дети матерей-одиночек, многодетных семей, инвалидов Второй мировой войны и труда, дети из отдалённых деревень, где не было школ. После закрытия Лепельского и Веселовского детских домов (1960, 1969) дети старших групп были переведены в школу-интернат. Общее количество учащихся в разные годы было от 150 до 400 человек. Так, в 1980 году в списке числилось всего 235 воспитанников, из них круглыми сиротами были 58 мальчиков и девочек. Родители, чьи дети обучались в школе-интернате, вносили ежемесячную плату (в 1958 году она составляла 75 рублей). В случае неоплаты ставился вопрос об исключении воспитанника из школы-интерната. На выходные дни, каникулы дети ездили домой. В связи с тем, что воспитанники школы возвращались из дома грязными и завшивевшими, было запрещено отпускать их в выходные и в другое время домой до предоставления справки о санитарном состоянии домашних условий (1960). Не отпускали на выходные и праздничные дни ребят домой и за низкую успеваемость, неудовлетворительные отметки.

 Каждый педагог и воспитатель, приходя в коллектив, привносил новые идеи, отдавал много сил.

 Воспитанники росли здоровыми, получали хорошие знания, жизнь их была интересной, захватывающей. Завуч по учебно-воспитательной работе Анатолий Семёнович Хоняк за два года работы способствовал зарождению и развитию краеведческой работы. В октябре 1959 года на педагогическом совете была принята целая программа по «Организации школьного краеведения», включающая перечень мероприятий и сроки их выполнения. Согласно этой программе, в соответствии с возрастом детей должны были организовываться однодневные и двухдневные походы, проводиться мероприятия и викторины на краеведческие темы, к 5 декабря 1959 года (за два месяца) была поставлена задача организовать краеведческий музей. Для того предусматривалось изготовление стендов: «Партизанское движение на Лепельщине», «Куда идёт продукция промышленности города Лепеля», «Монеты, бумажные деньги, медали», «История города Лепеля», «География района», «Знатные люди города и района».

 Каждому классу был поручен сбор предметов для музея, в специальном журнале вёлся учёт их с присвоением порядкового номера. Изготавливались муляжи, макеты, таблицы. Разместился музей на первом этаже в пионерской комнате, площадь которой составляла 70 квадратных метров. Руководили музеем Диана Исааковна Позняк (Левицкая), Николай Васильевич Кожемский.

 Каждый класс собирал материалы по какой-нибудь теме: четвёртый – изучал развитие народного образования, пятый – историю партизанского движения в годы войны, шестой – историю Лепеля… За лето более 120 воспитанников участвовали в походах. К сожалению, в конце 70-х годов материалы музея были вывезены на лесоучасток и выброшены. В феврале 1990 года было принято решение создать в школе литературный музей.

 Одной из важных педагогических проблем была организация свободного времени школьников, воспитания у них умения интересно и с пользой проводить свой досуг. Ведь большинство детей в выходные дни оставались в школе, их нужно было чем-то занять. Каждое воскресенье всей школой ходили в кино, а по возвращении обсуждали просмотренный фильм. Каждый класс готовил какое-нибудь массовое мероприятие – пионерский сбор или вечер отдыха, на котором после присутствовали все ученики. Так, в 1961 году проходил вечер «Пионерской мечты», на котором обсуждалась тема «Наша родина в 2000 году». Организовывались встречи воспитанников с ветеранами войны и труда. Проводились конкурсы «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!». Устраивались соревнования на лучшую спальную комнату, на сохранение государственного и личного имущества. Для контроля создавалась комиссия, ежемесячно подводились итоги, победителям выдавались специальные флажки с надписями «Лучшая комната», «Лучший класс», «Лучшая тетрадь».

 Для развития индивидуальных способностей воспитанников в школе были организованы и работали свыше 20 кружков и секций.

 Учащихся, кто увлекался литературой, сочинял стихи, писал рассказы, объединил литературно-творческий кружок, которым руководила Гита Абрамовна Кирзон. Ребята издавали свой рукописный журнал. Драматическим кружком руководил воспитатель и математик Василий Степанович Дягилев. Желающие учиться живописи, скульптуре, портретному рисунку посещали кружок изобразительного искусства, руководителями которого были учителя рисования, профессиональные художники Фёдор Львович Бурцев, Анатолий Владимирович Ильинов, ставший в 1972 году членом Союза художников СССР. Позже, в 1987 году членом Союза художников СССР стал и воспитанник школы-интерната Виктор Александрович Медвецкий, ныне живущий и работающий в Витебске.

 Изделия из берёсты и соломки, сделанные ребятами в кружке декоративно-прикладного искусства, экспонировались на областной выставке. Руководителем краеведческоно кружка была Диана Исааковна Позняк (Левицкая). Работали также кружки рукоделия, юных натуралистов, хореографии, хоровой, музыкальный, духового оркестра, авиамоделистов. Для воспитанников младших классов работал «Клуб почемучек» (1986). В этом клубе ребята учились всему: готовить салат, печь блины, замешивать тесто, завязывать галстук.

 Проводились спортивные и оздоровительные мероприятия – дни здоровья, экскурсии на природу, состязания, занятия в спортивных секциях. В 1960 году в соревнованиях школ-интернатов Витебской области по баскетболу, проходившим в Витебске, баскетболисты Лепельской школы-интерната заняли первое место и завоевали переходящий кубок. За участие в спортивных состязаниях, соревнованиях, районных кроссах, за успехи в спорте воспитанники награждались значками БГТО и ГТО 1 степени, им присваивались 1 и 2 юношеские разряды по лыжному спорту, лёгкой атлетике. Многие воспитанники становились участниками военно-спортивной эстафеты «Готов к обороне Родины». Они учились ходить по азимуту, ставить палатки, быстро разжигать костёр, петь пионерские песни у костра, участвовали в конкурсе на лучшего исполнителя.

 За отличную учёбу и примерное поведение воспитанники поощрялись экскурсиями в Минск, Киев, Ленинград и другие города, подпиской на газету «Пионерская правда», книгами, набором цветных ниток, школьной одеждой…

 В Лепельской школе-интернате воспитанники получали восьмилетнее образование. Хорошо успевающие учащиеся и дети, чьи родители имели возможность оплачивать обучение (содержание), как правило, продолжали учёбу в Полоцкой или Витебской школах-интернатах, где получали среднее образование. Других ребят распределяли по училищам.

 10 июля 1992 года было принято решение о закрытии Лепельской школы-интерната. Часть имущества была передана в другие учебные заведения Витебской области, часть распродана, часть передана средней школе №4, образовавшейся на базе школы интерната.

Написано в 2006 году.







23 мар 2016 в 09:18 — 5 лет назад

Много ли было курильщиков среди воспитанников?



23 мар 2016 в 09:41 — 5 лет назад

Што казаць пра інтэрнат, калі ў звычайных школах курцоў была процьма. А там нават фізічнае каханне квітнела паміж вучнямі і вучаніцамі, паколькі кругласутачна былі разам. Аб тым чуў шмат ад былых супрацоўнікаў школы-інтэрната. Асцярожна пацвярджае гэта і былы завуч установы Анатоль Ханяк ва ўспаміне "Лепельская школа-інтэрнат" вось тут: http://blukach.lepel.by/post/358





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Темы автора


  




Популярные за неделю


782. ШКОЛА В БОЛЬНИЦЕ. Гончарова (Богданова) Надежда  — 6 дней назад,   за неделю: 483 
Мемуар 124. ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕКЕ ДРЕВНЕГО НАЗВАНИЯ  — 2 дня назад,   за неделю: 449 
Мемуар 123. ПРОФАНЫ НА КОМБАЙНАХ  — 1 неделю назад,   за неделю: 338 
781. ЛЕПЕЛЬСКИЕ ПЧЕЛОВОДЫ. Полонский Анатолий  — 1 неделю назад,   за неделю: 327 
НОВОПОЛОЦКО-ЛЕПЕЛЬСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР  — 3 дня назад,   за неделю: 322 
АТАКА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГАЗЕТУ  — 1 неделю назад,   за неделю: 243 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ