Блоги LEPEL.BY

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 30.05.2016 (23:26) — 2 года назад

ЛЕГЕНДА ПРО КСЕНДЗОВ ОСТРОВ. Шуш

Тема: Личные мемуары о красной эре    Сегодня: 2, за неделю: 9, всего: 1201

 Сведения об авторе здесь.

  У этой легенды нет определённого сказателя. Она сложена из отдельных эпизодов, слышанных мной от десятков старожилов. Кто-то рассказал о влюблённом ксендзе, кто-то – о сгорающей в пламени любви девушке, а кто – только об утоплении обнявшейся молодой пары в озере Лепель в средние века. Одно проскальзывало почти во всех повествованиях – дело происходило, когда существовало два Лепеля – Новый Лепель на современном месте, и Старый Лепель в месте его основания. Учитывая, что канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега переселил Лепель с полуострова Остров на материк в начале 17 века, можно твёрдо предположить, что легенда описывает события именно того короткого периода. Услышанные отдельные легенды я обобщил и сложил в единое целое. Получилась легенда про Ксендзов остров.

 Деревянным костёлом святого Казимира, расположенном на месте дожившего до наших дней кирпичного, заправлял молодой ксёндз Кшиштоф. Службу он нёс исправно, со знанием дела, поэтому от парафиян не было отбоя (люди ведь тогда поголовно в бога веровали, а православной конфессии попросту не было). Все свои беды и радости мещане несли в костёл. Делились, исповедались… А вот девушки приходили на службу не только ради влечения к всевышнему. Их влёк к себе красавец ксёндз. Поглазеть на него, и то душе и сердцу становится спокойнее. Не одна лепельская красотка тайно вздыхала в мечтах о ксендзовых ласках.

 Кшиштов был парень не промах. Хотя и верно соблюдал требование католицизма, запрещавшее священнослужителям иметь собственную семью, на местных молодиц всё же заглядывался. Даже мещане знали, возле какой из девушек или молодых вдовушек он больше всего задерживался. А это в то время означало серьёзные отношения.

 У городского старосты была дочь на выданье. Звали Аннетой. Красавица писаная. От ухажёров не было отбоя. Не один доблестный и богатый рыцарь предлагал руку и сердце. Однако в то время девушки женихов не выбирали. Это было прерогативой папеньки.

 Неизвестно, кого метил в мужья дочери пан староста. Не знала того и Аннета. Может поэтому она тайно вздыхала по красавцу ксендзу. Часто ходила в костёл. Наверное, неоднозначно бросала робкие взгляды на служителя господа, поскольку тот начал отвечать девушке тем же.

 Между тайными воздыхателями воспылала любовь. Но в этом случае проныра Кшиштоф не стал привлекать к себе и Аннете внимание посторонних, а подкараулил девушку в тёмное время в тёмном месте. Что между ними тогда произошло, одному богу известно. Отношения влюблённых всплыли на суд людской значительно позже, когда они уже не могли опорочить обоих.

 Аннета иногда брала лодку и отплывала на полуостров Остров, где жили близкие родственники старосты, не пожелавшие переселяться в Новый Лепель. 

 Поэтому никто даже не заметил, что девушка слишком зачастила в место своего рождения. Зато близкие обратили внимание, как молодое сердце прониклось скукой по дядюшках-тётушках, двоюродных-троюродных братьях да сёстрах. Решили: похвальное состояние души, пусть проведывает родню.

 К тому времени канцлер ВКЛ Лев Сапега успел то ли продать, то ли подарить место Лепель виленским монахиням-бернардинкам. Землями вокруг города завладел монастырь. Полуостров в северной части озера Лепель, как первоначально оно называлось, был отдан костёлу святого Казимира. Собственно говоря, полуостров больше представлял собой остров, поскольку узкий перешеек, соединяющий омываемый озёрными водами возвышенный участок суши с материком, представлял топкое болото. А в этих болотистых краях всякий холм среди болота издревле назывался островом. Собственных названий острова в озере Лепель не имели. Просто остров. Объяснялись: большой остров, малый остров, далёкий, близкий, высокий, низкий, костёльный…

 Ксёндз Кшиштов, хозяйственный мужик и верный божеский слуга, развернул на своём острове хозяйственную бурную деятельность: заложил сад, посеял рожь, возвёл конюшню, настроил аттракционов. По многочисленным католическим праздникам стал на лодках перевозить почтённых лепельцев отдыхать на остров. Получалось что-то вроде современных фестивалей. Люди пили, ели, отдыхали и славили проворного священнослужителя.

 Кшиштов души не чаял в островном хозяйстве. Всё свободное время проводил на острове. Поэтому почти никто не заметил, что свободного времени у ксендза становилось всё больше и больше, он всё чаще и чаще стал отплывать на любимый остров и оставаться там ночевать.

 Аннета задерживалась в Старом Лепеле на несколько суток. Папенька с маменькой не волновались – дочь под присмотром старших. В случае плохой погоды, предвещавшей шторм, девушку попросту не отпустят обратно.

 Это обстоятельство Агата обратила в свою пользу. Отпросится у родителей на Остров, действительно туда приплывёт, несколько суток погостит и засобирается якобы обратно. А сама направляет лодку на ксендзов остров.

 День встречи заблаговременно оговорен с Кшиштофом. Он ждёт любимую на своей земле. Благо, встречаться есть где – уж постарался ксёндз отгрохать светлицу ради такого времяпровождения.

 Никто не видел влюблённых на острове. Никто даже не догадывался о возможности подобных тайных свиданий. Подчинённые ксендза не имели права спрашивать о намерениях и причине отсутствии шефа. Папенька и маменька Аннеты, её островные родственники не могли справиться о месте нахождения девушки ввиду отсутствия средств связи.

 Сколько продолжались тайные свидания, одному богу известно.

 Однажды миряне заметили слишком затянувшееся отсутствие ксендза и дочки старосты. Заволновались. Бросились искать их. Кшиштофа не оказалось в костёльном хозяйстве, а Аннеты – у родственников. Нашли лодку ксендза, пригнанную волнами в камыши соседнего острова, позже названного Поповиком. 

 Забили тревогу. Со стороны каждого стали искать пропажу на водном маршруте между Лепелем и Старым Лепелем, Лепелем и костёльной землёй. Взялись прочёсывать озеро рыболовными сетями. Между костёльным островом и Лепелем в них попали два утопленника. Были это Кшиштоф и Аннета.

 Озеро Лепель глубокое – трёх десятков метров достигает глубина.

 Утопленники на дно не опускаются, а зависают в водной толще примерно на 10-метровой глубине. Всегда принимают позу боксёра – колени подгибают, согнутые в локтях руки выставляют вперёд, кулаки сжимают. Правая рука Кшиштофа и левая Аннеты как будто приготовились к совместному боксёрскому удару – были сжаты в один кулак. Даже умирая, они хотели быть вместе. Кулаки и лица успели повредить раки.

 Как тонули влюблённые, никто не видел. Уже потом поползли слухи, что, ослеплённые предчувствием скорой страсти, они плохо закрепили лодки. Большое двухместное судно Кшиштова унёс разразившийся под утро шторм.

 Парочке ничего иного не оставалось, как в неутихший ещё шторм выбираться с острова вместе на утлом одноместном судёнышке Аннеты… Его потом нашли в Улле далеко от истока.

 С того времени остров получил народное название – Ксендзов – в честь его хозяина и романтического влюблённого. Официального имени остров-полуостров до сих пор не имеет, как и все другие острова озера Лепель. Название водоёма трансформировалось в Лепельское и поменяло статус – после запуска Лепельской ГЭС в 1959 году превратилось в водохранилище.

Написано в 2016 году.







Мартин: 31.05.2016 в 08:14 — 2 года назад

Отсутствие сведений о месте захоронения утопленников вызывает сомнение в достоверности событий, описываемых легендой.




Нина: 01.06.2016 в 00:07 — 2 года назад

Согласна с Мартином по поводу сомнительности этих легенд. К тому же -- "романтический влюбленный" ксендз -- это тоже нечто на грани фантастики. Беларусь все-таки -- это не страна Данте Алигьери, здесь нравы другие, особенно, что касается католического духовенства. В ксендзы идти ведь никто никого не заставляет, и люди знают, на что они идут. Целибат -- это серьезно, это глубоко осознанный выбор. Пусть сейчас другая эпоха (что еще хуже для сравнения), но я общалась с молодыми ксендзами, красивыми, умными, образованными (я сама католичка) и имею представление о их внутреннем мире и идеалах. Это люди -- глубоко преданные своей главной жизненной идее -- служению Богу и людям, хотя атеистам, может быть, в это и сложно поверить. Но тем не менее это так. Как есть люди, преданные идеалам патриотизма и служению Родине, так есть люди, преданные Богу и служению ближним во имя Божье и высшей справедливости, как они это понимают. Так что вряд ли к ним можно (и стоит) подходить с мерками обычных, мирских людей. Людям иногда хочется, если сами не могут дотянуться до кого-то (или чего-то), то опустить этого кого-то или что-то пониже для своего удобства, чтобы убедить прежде высего самих себя, что нет не то, что пропасти, но особой разницы между ними.






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора


  




Популярные за неделю


ЧЕЛОВЕК В ТРАНШЕЕ. ЛЮДЯМ ПОФИГУ — 4 дня назад,   за неделю: 602 
ДАСЯГАЕМ УЗРОЎНЮ ЎКРАІНЫ 2005 ГОДУ Ў СФЕРЫ ГАНДЛЮ — 3 дня назад,   за неделю: 368 
ПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ. Шуш Эсенскі — 6 дней назад,   за неделю: 358 
ПАДПОЛЬНАЯ ЗВАЛКА НАБІРАЕ РАЗМАХ — 2 дня назад,   за неделю: 329 
ЛАТЫШСКІ І БЕЛАРУСКІ БЕЛАРУСЫ ПРА СВАІХ ПРЭЗІДЭНТАЎ — 1 неделю назад,   за неделю: 295 
ПАПІЛІ-ЗАКУСІЛІ НАД ВЕРАБСКІМ КАНАЛАМ. ФотаФік — 1 неделю назад,   за неделю: 224 
668. А ШТО ЗА ЎСХОДНЯЙ МЯЖОЙ РАЁНА? Тухта Валер — 1 день назад,   за неделю: 148 
 

Copyright © 2009 - 2018 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение