25 июня 2016 в 22:59 — 4 года назад

261. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОРОГИ. Спиридович Константин

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 2, за неделю: 4, всего: 1106

 Родился в 1950 году в деревне Терешки Лепельского района. Работал художником в районном объединении «Сельхозтехника», на молочноконсервном комбинате. Живёт в Лепеле.

 Дороги из Терешек в Крайцы и из Велевщины в Стайск строились в 60-х годах ХХ столетия и считались военными, имели стратегическое назначение. До того там проезжали только на конных повозках. Однако военные ведомства учли просчёт в прошлую войну, когда Минск оказался отрезанным от Лепеля и расположенных севернее городов по причине разрушения мостов через реки Кеста, Бузянка, Березина и невозможности организации брода из-за болотистых берегов и дна. Соединение Терешек с Крайцами добротной дорогой позволяло из Лепеля беспрепятственно проезжать через Борисов в Минск, а дорога из Велевщины в Стайск исключала участок Минского шоссе от Черноручья до Барсуков.

 Поставленная перед дорожными строителями задача должна была улучшить не только обороноспособность страны, но и жизнь местного населения, не имеющего сети дорог между соседними населёнными пунктами. Денег на проект государство не жалело.

 Эпицентром строительства были выбраны Терешки потому, что возле деревни геологи отыскали огромные залежи гравия. Мой отец Константин Спиридович работал в карьере учётчиком рейсов. Я тогда ходил в восьмой класс, и он доверял мне записывать количество ходок самосвалов.

 Исполняя обязанности учётчика, я раззнакомился с наиболее дружелюбными водителями, и они брали меня в кабину и возили до места выгрузки. Мне очень хотелось порулить, а водители были рады возможности походить по грибам, пока я доведу самосвал до точки выгрузки, разгружусь и возвращусь. Управление машиной мне давалось легко, поскольку с девяти лет я неофициально подменял тракториста Ивана Мильчанина, который на полевых работах с готовностью доверял трактор ХТЗ сорванцу, чтобы самому отдохнуть или походить по грибам.

 Новая дорога из Терешек до Пострежья (деревни перед Крайцами) не копировала старый конный просёлок, а по возможности прямее разрезала сумрачные еловые чащи, топкие клюквенные болота. Ширина дорожной насыпи была около шести метров, по обе стороны метров на 15 вырубали лес. Чисто, красиво, хоть на иномарке катись, которой тогда никто в глаза не видел. В городе улицы были похуже, чем построенная через сердце Березинского заповедника стратегическая дорога. По ней можно было на мотоцикле смело разгоняться до скорости 100 километров в час.

 Ранее неиспользованные из-за бездорожья сенокосы стали доступными для колхозов. В одно засушливое лето в Беларуси выгорели все сенокосные угодья. А в заповедном болоте трава как всегда уродила. Так из всех областей тысяча сенозаготовителей приехала в Нешково. Поставили палатки. Жили и сено косили, сушили, стоговали, вывозили.

 Закончилось создание военной дороги благополучно. Но вот про успешное начало строительства я начал с середины. А ведь сразу после геологоразведчиков в Терешки приехали не самосвалы ЗИЛ-130, а два американских грузовых студобеккера времён войны. Самосвальной системы у них не было. И экскаваторов поначалу не было. Нагружали гравием и разгружали кузова обычными лопатами местные жители. Загрузка производилась общаком, а на разгрузку два человека постарше ехали в кабине, а помоложе - на песке в кузове. С появлением самосвалов дела пошли в гору.

 Практически каждый из 25 терешенских дворов принял участие в народной стройке. Можно сказать, силами жителей нашей деревни была построена дорога от Терешек до ныне несуществующего Пострежья. Далее до Крайцев гравий возили из другого карьера, более близкого и мне неизвестного.

 Строительство стратегической дороги Терешки - Крайцы, без которой легко обходились ранее, вызвало возмущение жителей Стайска. Из Терешек и Крайцев и без того были неплохие выходы в цивилизованный свет, хоть и в разные концы района, а вот Стайск был действительно отрезан от мира - остров среди болота. Послушалось руководство Беларуси стайцев, и дорожные строители после сдачи Крайцевской дороги приступили к возведению Стайской. Она далась легче, поскольку была короче, оснащение техникой с самого начала было хорошим. Водители в день делали по пять - семь рейсов.

 Стайская дорога более-менее сохранилась, поскольку проходит не по территории заповедника, а по его буферной зоне, а потому более-менее эксплуатируется. А вот дорога на Крайцы стала неузнаваема, ибо продвижение по ней закрыто для всех видов транспорта, за исключением природоохранного. Со временем гравийное дорожное покрытие разбилось, колёсами повырезались колеи так, что на велосипеде трудно проехать, а ремонт не производится. Вырубленные лесосеки по обочинам настолько вновь заросли лесом, что дорога стала подобна туннелю. По ней продвигаются в основном медведи да косули.

Записано в 2014 году.









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Темы автора


  




Популярные за неделю


Мемуар 98. БЕСПРИЗОРНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ДЕТИ  — 1 неделю назад,   за неделю: 99 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ