Блоги LEPEL.BY

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 04.07.2016 (23:38) — 2 года назад

269. ПЕРВЫЙ ПОХОД ЛЕПЕЛЬЦЕВ ПО БЕРЕЗИНЕ. Хацкевич Василь

Тема: Лепельщина без прикрас    Сегодня: 1, за неделю: 7, всего: 1336

Сведения об авторе здесь.

Рассказ мой затрагивает событие 13-летней давности. В некоторой степени это уже история.

Маршрут водного похода: деревня Черничка-2-я Докшицкого района - река Березина - канал Сергучский - река Бузянка (Сергуч) - озеро Манец - озеро Плавно - канал Березинский - озеро Береща - канал Веребский - река Эса - озеро Проша - 1-й Лепельский канал - озеро Лепельское.

Участники похода: пенсионер Анатолий Хованский, я - сторож госпиталя, строитель Володя Крицкий, художник Алесь Савченко, ксёндз Мечислав Янчишин, предприниматель Леонид Пашкевич.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Выехали из Лепеля от костёла на микроавтобусе 29 апреля 2001 года после обеда в направлении деревни Пышно. Оттуда через час гравийкой добрались до моста через реку Березина около деревни Черничка 2-я. После сборки байдарок и лёгкого перекуса отчалили. По реке поплыли две байдарки «Таймень-2» и одна резиновая.

В этом месте Березина узка (метра 4-5) и спрямлена в канал. На первых двух километрах заплыва трижды обносили два низких моста и завал. Через час вышли в озеро Медзозол. Водоём распростёрся в

длину километра на три. В самом далёком правом углу его нашли выход Березины. Река побежала сквозь тростник и заливные луга, успевшие зазеленеть первой короткой травкой. Любуемся пробуждением природы.

В 20 часов проплыли деревню Береспонье. За ней нашли руины панского поселения, где и остановились на ночлег по соседству с палаткой рыболовов. Хорошо поужинали. После долгого разговора спать легли заполночь.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Савченко проснулся на зорьке и пошёл рисовать туманное утро. Мы, чтобы выйти пораньше, тоже долго не спали. Позавтракав и сфотографировавшись на руинах имения, взялись за вёсла.

Я и Алесь шли первыми. Через полкилометра на крутом повороте байдарка на скорости опасно накренилась и неожиданно перевернулась. Я выплыл на берег, а Савченко вцепился в наполненную водой скособоченную байдарку. Подоспевшие ребята притянули байдарку вместе с бедолагой Алесем к берегу. Байдарокрушение принесло жертвы: Савченко утопил сапог и фотоаппарат, испортилась моя намоченная фотокамера, промокли все вещи, находившиеся в байдарке.

Переодевшись, через полчаса пошли дальше.

В деревне Березино остановились отдохнуть и набрать питьевой воды. За мостом началась заповедная территория. Около леса увидели лося. Шли быстро.

Во второй половине дня причалили на обед в очень живописном месте. Встреча егеря Березинского заповедника прошла благополучно.

Отобедав и высушив одежду со спальными мешками, пошли дальше. Резиновая байдарка оказалась тяжёлой в управлении на скорости, с которой шли судна. Экипаж первой (Хованский и Крицкий) пересел в другую байдарку, а резиновую взяли на буксир. Под вечер подошли к мосту на шоссе Минск - Витебск. Перед ним и до конца нашего маршрута по Березине границей между Лепельским и Докшицким районами служит русло или же близкая к нему пойма.

Далее реку со всех сторон обступили болота. Видели много хаток бобров. Долго высматривали место стоянки. Нашли его на невысоком берегу. Прошли за день более 40 километров, а потому очень устали.

Поужинав, легли спать. Вечером будто в трубу дудела водоплавная птица выпь.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Спали хорошо. Проснулись поздно. Погода стояла солнечная. Все, кроме Мечислова, искупались в Березине. Пробовал удить рыбу, но ничего не словил, даже клёва не видел.

Вышли незадолго до полудня. Мы с Савченко поплыли на резиновой байдарке. Сначала было тяжело, но потом как-то приспособились и дела пошли на лад. Планировали к обеду дойти до устья Сергучского канала. Видели птицу зимородка.

Плыли долго, без передыха. Только через несколько часов увидели Сергучский канал, довольно широкий, с низкими дамбами, полный воды. По нему пошли против течения. Начались завалы. Все их преодолели по воде. Проходы местами просекали топором, растаскивая ветви и корчи.

Дойдя до Крайцев, остановились на обед. Решили участок канала от Крайцев до Кветчи, где много завалов, преодолеть на машине. Не успели пообедать, как она приехала. Быстро погрузились и переехали в деревню Кветчу, что в четырёх километрах от Крайцев. Ехавши вдоль канала, я сделал заключение, что можно было плыть на байдарках.

Стали на воду и пошли в Домжерицы. Неприметно Сергучский канал перешёл в реку Бузянку. В Домжерицах нас покинул Крицкий, которому нужно было домой. Мы с Савченко пересели в нашу байдарку и взяли на буксир Хованского на резиновой. Хотели попасть в озеро Домжерицкое, однако не нашли протоку в него. Водоём остался где-то справа.

Вышли к дороге Минск - Витебск. Вечерело, а стать на ночлег было негде. С моста группу остановил егерь заповедника Александр Савченко, двойной тёзка нашего туриста, проверил наши документы, сел в байдарку и через пару километров показал нам боковой канал, который привёл к удобному месту отдыха.

Сильно устали. Беспокоили сожжённые солнцем плечи. Ночью прокатилась гроза.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Встали поздно: сказался тяжелый вчерашний день. Пока прилаживали оторванный от байдарки кронштейн, завтракали, собирались, время подкатилось к полудню. Первым пошёл я один на резиновой байдарке. Для балласта на нос судна положил тяжёлый рюкзак. Через километр попали в озеро Манец. Дул боковой ветер, к берегу прибились плавающие острова из травы и тростника. За Манцом Бузянка пробежала всего километр и влилась в озеро Плавно. Я выражаюсь неправильно, описывая наш путь против течения. Бузянка не вливалась в Плавно, а вытекала из него. Это мы, преодолев сопротивление течения реки, влились в озеро.

С трудностью нашли исток Березинского канала. Его начало полностью забито плавами. До свободной воды байдарки тянули волоком. Проплыв каналом сотню метров, упёрлись в глухую земляную плотину. Дальше воды не было. Взяли рюкзаки, мешки и пошли в деревню Волова Гора. Из транспорта нашли только легковую машину. На ней байдарки перевезли к мосту перед озером Береща. Одну, неразборную, пришлось катить на специальных колёсах. Её, без походного снаряжения, столкнули в канал-ручей через километр за Воловой Горой и по захламленном завалами и бобровыми плотинами руслу подошли к своим.

Пообедав, ближе к вечеру заплыли в озеро Береща. Там видели много птиц. Больше других было лебедей.

Пересекши озеро, чуть отыскали исток реки Береща. Прошли её и после короткого отдыха в деревне Веребки остановились ночевать на дамбе Веребского канала возле разрушенного шлюза, под старой большой сосной.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Спешить уже нечего, и мы проснулись поздно. До Лепеля оставалось часа три хода.

Искупавшись в канале, позавтракали, легли на солнце, а Савченко взялся рисовать нас вместе с байдарками и палатками. Два часа держал нас под раскалённым солнцем, чтобы только эскиз сделать.

Отчалили после полудня. Вскоре приплыли в Лепель, который за наше отсутствие значительно позеленел и потеплел.

*   *   *

Путешествие окончилось. Много сил мы ему отдали. Однако ещё больше от него взяли: впечатлений, новых знаний местности, закалки. Это дороже за утерянный сапог и испорченные водой два фотоаппарата вместе с плёнками и снятыми кадрами.

Записано в 2014 году.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора

Популярные за неделю

ДЫК УЛА АБМЯЛЕЛА ЦІ ПАПОЎНІЛАСЯ? ФотаФік — 6 дней назад,   за неделю: 427
АФІША МАЙГО ФЭСТУ. Цмок Лепелькі — 1 неделю назад,   за неделю: 334
ПАНТОНЫ СЕЛІ НА ДНО. ФотаФік — 1 неделю назад,   за неделю: 257
655. ...І РАБІНАВЫ КАМЕНЬ ЗА ВЁСКАЙ. Тухта Валер — 1 день назад,   за неделю: 116