Блоги LEPEL.BY
БЛОГИ


 

 : 21.09.2016 (22:31) — 10 месяцев назад

319. ЛЕПЕЛЬСКИЕ ПАРТИЗАНЫ В «РЕЛЬСОВОЙ ВОЙНЕ». Новиков Сергей


 Работает заведующим кафедрой истории мировой культуры и туризма учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет». Кандидат исторических наук. Доцент. Живёт в Минске.

 Боевая деятельность народных мстителей Полоцко-Лепельской партизанской зоны в ходе проведения Белорусского стратегической наступательной операции "Багратион" до сих пор не являлась предметом специального научного исследования, хотя и находила отражение в отечественной литературе.

 Особый интерес в этом плане вызывает сборник документов и материалов "Партизаны в операции "Багратион", презентация которого состоялась 1 июля 2014 года в Национальном архиве Республики Беларусь. Во время презентации директор департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Адамушко отметил, что в сборнике собраны уникальные документы о подготовке, проведении и результатах операции по массовым подрыве рельсов в ходе третьего этапа "рельсовой войны", проведенного беларускими партизанами накануне операции "Багратион", боевом взаимодействии партизан с частями Красной Армии в процессе освобождения Беларуси летом 1944 года, разведывательной деятельности партизан в интересах армейских боевых частей, а также о формах обеспечения беларуских партизан с Большой земли.

 В рецензируемом издании читатель получил возможность ознакомиться с двумястами малоизвестными документами и материалами, из которых только пять были напечатаны ранее полностью или частично. Основу сборника составляют документы Белорусского штаба партизанского движения, из них 122 - шифротелеграммы, касающиеся самых разных аспектов деятельности партизанских формирований в ходе освобождения Беларуси на этапе проведения операции "Багратион".

 В сборник включены документы из семи фондов Национального архива Республики Беларусь. Опубликованы пять документов Центрального комитета Коммунистической партии Беларуси - Белорусского штаба партизанского движения, 16 документов подпольных партийных органов. Однако, несмотря на то, что к нашей теме относится чуть более десятая часть (свыше 20 документов), тем не менее издание новых архивных источников закладывает более прочный фундамент для написания объективной истории малоизвестных военных событий, которые происходили на территории Беларуси летом 1944 года вообще и в Полоцко- Лепельской партизанской зоне в частности.

 Сборник состоит из предисловия, вступительного слова составителей сборника, иллюстраций, комментариев, биографических справок, указателя имен, списка сокращений и перечня документов.

 Документы и материалы размещены в тематической и хронологической последовательности. Для углубленного рассмотрения проблематики публикуются приказы, распоряжения, директивы, шифротелеграммы, радиограммы, планы, отчеты, докладные записки, информационные письма, справки, сводки, донесения, рапорты, обращения, письма и прочее. Как отмечает во вступлении Литвин, приведенные в сборнике материалы убедительно свидетельствуют о том, что в Беларуси за время войны были созданы условия для использования партизанских сил на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях, планирования и использования широкомасштабных, объединенных единым замыслом операций с крупных партизанских сил в масштабах района, области, республики.

 Основной раздел "Документы и материалы" разделен на две отдельных части, в том числе: "Документы о подготовке и проведении операции по массовому подрыву рельсов на железнодорожных дорогах" и "Документы о взаимодействии и соединения партизанских формирований с частями Красной Армии". Документы имеют хронологические рамки с 7 мая 1944 до 31 декабря 1945 года. Замечу, что знакомство с содержанием документов первого раздела показывает читателю, что перед ним значительно шире тематика событий. Документы содержат материалы, которые свидетельствуют о многочисленных фактах разрушения железнодорожных коммуникаций противника, в том числе: путевого хозяйства, семафоров, стрелок, зданий железнодорожных станций, складов, мастерских, вагонов, дрезин… Как раз эти факты свидетельствуют, что под "рельсовой войной" понимают не только "массовый подрыв рельсов", но и одновременный вывод из строя действующих железнодорожных коммуникаций и сооружений с целью дезорганизации военных перевозок противником. При этом во многих документах о боевой деятельности партизан во время освобождения Беларуси летом 1944 года главной целью видели срыв вражеских перевозок войск, техники и других грузов.

 Напомню, что эта операция планировалась по поручению Верховного Главнокомандования Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД) и, как правило, согласовывалась с наступательными действиями Красной Армии. На оккупированной территории Беларуси "рельсовая война" велась в три этапа. Первый этап, получивший название "рельсовой войны", в соответствии с постановлением ЦК КП(б)Б от 24 июня 1943 года «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом" рельсовой войны "и приказом начальника ЦШПД Пономаренко от 14 июля 1943 года" о партизанской "рельсовой войне" на коммуникациях врага "начался в ночь на 3 августа 1943 года, проводился одновременно с контрнаступления советских войск под Курском и Орлом и длился до середины сентября 1943 года. В итоге к концу августа 1943 года на железнодорожных дорогах Беларуси партизаны подорвали свыше 121 тысячи рельсов и полностью вывели из строя отдельные участки дорог, были пущены под откос 833 вражеских эшелона, взорваны 184 железнодорожных моста… В результате проведенных операций перевозки военных грузов группы армий "Центр" в августе 1943 года сократились на 40 процентов.

 Второй этап "рельсовой войны" под названием "Концерт" проводился с 19 сентября до ноября 1943 года одновременно с наступлением советских войск по освобождению восточных районов Белоруссии. За это время партизаны подорвали свыше 90 тысяч железнодорожных рельсов, 1041 вражеский эшелон, 72 железнодорожных моста.

 Третий, заключительный, этап "рельсовой войны" начался накануне Беларуской стратегической наступательной операции "Багратион" в ночь с 19 на 20 июня 1944 года, также проводился в соответствии с наступательными действиями Красной Армии и продолжался до полного освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Только за одну ночь было подорвано 40775 рельсов (с 61 тысячи за все время операции), уничтожено восемь железнодорожных мостов, полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные линии, частично парализованы перевозки врага почти на всех дорогах Беларуси. На мой взгляд, включение такой информации в качестве научных комментариев создает читателю более благоприятные условия для правильного осмысления масштабов "рельсовой войны" в Беларуси в 1943-1944 годах.

 Обращение к первой части "Документов о подготовке и проведении операции по массовому подрыву рельсов на железнодорожных дорогах" помогает увидеть отдельные аспекты событий третьего этапа "рельсовой войны", связанного с подготовкой и проведением операций по массовому подрыву рельсов. Как видно из документов этой части, в ночь на 20 июня 1944 года партизаны наносят удар по железным дорогам противника. На железнодорожной дороге Полоцк - Двинск уничтожено 680 рельсов, железнодорожной дороге Полоцк - Молодечно - 811 рельсов и четыре километра линии связи, железнодорожной дороге Полоцк - Молодечно и Вильно - Двинск - 2059 рельсов, один мост и 95 столбов телеграфной связи. Общее количество уничтоженных рельсов составляет 10856 штук (в документе приведены ошибочные подсчеты общей численностью 10906 рельсов). За ночь на 25 июня 1944 года полком Садчикова на железнодорожной дороге Полоцк - Молодечно были взорваны 836 рельсов, что значительно помогло 3-му Белорусскому фронту и сорвало мероприятия противника по эвакуации.

 Абсолютное большинство шифротелеграмм свидетельствует, что в начале операции "Багратион" партизаны перенесли боевые действия на транспортные коммуникации противника и успешно провели массовое разрушение рельсов на железнодорожных дорогах Беларуси, что наглядно показывают цифры о количестве взорванных рельсов. Между тем, 24 июня 1944 года исполняющий обязанности командира партизанской бригады "Гроза" Витебская области Ворошень сообщал первому секретарю ЦК КП(б)Б Пономаренко о «невыполнении приказа о нанесении удара по железнодорожным коммуникациям противника».

 По трём радиограммам получалось, что за две первых ночи бригадами соединения Пинской области были взорваны 5689, 7989 и 4912 рельсов. В конце концов, в четвёртой радиограмме сообщалось, что партизанскими соединениями Пинской области взорвано всего 3912 рельсов. В этой связи генерал-майор Дикан после анализа донесений приходит к следующему заключению, что нельзя прийти к выводу, сколько взорвано рельсов. Таким образом, на деле получалось, что реальная ситуация с подрывом рельсов оставалась не до конца понятной даже для тех, кто непосредственно отвечал за выполнение этой важной задачи.

 Кроме того, читателю необходимо иметь в виду также и другие сведения, которые содержат по непонятным причинам неиспользованные вкладчиками немецкие архивные документы о последствиях нанесенного партизанами удара по железнодорожным дорогам в ночь на 20 июня 1944 года. Так, согласно немецким документам, в ночь с 19 на 20 июня 1944 года на центральных участках диверсий в районе Лунинца, Орши, Молодечно, а также на линии Могилев - Орша, Орша - Борисов, Минск - Молодечно, Молодечно - Полоцк имели место сильные удары по станциям, опорным пунктам и патрулям, особенно на линии Минск - Борисов - Орша, которые были в основном отбиты. По предварительным данным, всего было подготовлено 9600 взрывов, из которых 2500 удалось вовремя ликвидировать.

 У читателя сразу же возникает вопрос: что на самом деле произошло на железной дороге, контроль за которой пока оставался у немецких охранных частей, а не перешел к партизанам? Вторую часть раздела "Документы и материалы" составляют "Документы о взаимодействии и соединении партизанских формирований с частями Красной Армии". Под этим общим названием объединено 163 документа. Замечу, что среди них только 33 содержат в своих названиях уточнения о "взаимодействии и соединении партизанских формирований с частями Красной Армии". Абсолютное большинство опубликованных в этой части материалов подают те события гораздо шире, раскрывая другие ракурсы истории боевых действий партизан на территории Беларуси в ходе скорейшего ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Именно идея боевой деятельности бригад и отрядов с целью освобождения Беларуси летом 1944 года закреплена в ряде документов. Почти два десятка их содержат сведения о боевых действиях белорусских партизан на территории Полоцко-Лепельской партизанской зоны.

 Как следует из "Директивы ЦК КП(б)Б подпольным обкомам и райкомам КП(б)Б, командирам, комиссарам партизанских отрядов и бригад о задачах партизан в связи с приближением освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков", которой открывается вторая часть раздела "документы и материалы ", главной для партизанских бригад и отрядов на этапе освобождения являлась задача "очистить святую беларускую землю от фашистской нечисти". Более половины этого раздела занимают документы под названием "шифротелеграммы". Их сущность определяется одним из директивных документов БШПД. Согласно указаниям высшего партизанского руководства, "постоянным обменом шифротелеграммами партизанским соединениям уточнялись и детализировались их боевые задачи и давались советы для их успешного выполнения". В этой связи замечу, что составители сборника не дали никакого комментария в отношении этого вида архивных документов, при этом не объяснили для читателя смысл самого термина. На мой взгляд, появление такого комментария в выделенной для этого рубрике сборника давало бы читателю возможность выяснить не только значение такой формы оперативной работы, связанной с обязательным секретным шифрованием и срочной передачей в партизанские бригады и отряды под грифом "совершенно секретно", но и представить атмосферу возникновения, характер подготовки и оперативной передачи. Мне кажется, что шифротелеграмма должна представлять секретное (зашифрованное) срочное сообщение, которое передается при помощи радио или телеграфа и содержит конкретные директивные указания или важную информацию. Совсем не случайно, что составители сборника начинают этот раздел с документа, который сами выделяют из общего перечня документов.

 Речь идет о "Директиве ЦК КП(б)Б подпольным обкомам и райкомам КП(б)Б, командирам, комиссарам партизанских отрядов и бригад о задачах партизан в связи с приближением освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков" от 23 мая 1944 года. Особо отметим, этот документ был частично опубликован в начале 1980-х годов, однако в нем отсутствовала вступительная часть, которая содержала оценку негативных последствиях деятельности партизан. Это означает, что в советской историографии документ был опубликован с купюрами, не полностью, причем без указания причин такой подачи оригинального документа. Составители же сборника сделали важное дело и впервые опубликовали полный текст документа. Заметим, что директива поступила в форме телеграммы в подпольные обкомы и райкомы, оттуда была немедленно передана командирам и комиссарам партизанских отрядов и бригад на территории Беларуси.

 Научная ценность полностью опубликованного документа заключается не только в возможности увидеть ближайшие оперативные и тактические задачи, связанные с нанесением ударов по коммуникациям и военным объектам противника. Значение документа без купюр в том, что он впервые отмечает озабоченность высшего партийного руководства фактами, содержащими донесения командиров партизанских отрядов и бригад. Суть высказанной мысли начальника ЦШПД Пономаренко сводится к тому, что «партизанские группы и отряды разрушают незадействованные предприятия, которые находятся вдали от коммуникаций, сжигают дома, портят оборудование и сельхозинвентарь, которыми немцы не пользуются». В документе утверждается, что в результате этого «только создается видимость проведенных боевых операций». Такой документальный тезис приводится впервые в официальной отечественной историографии и открывает, таким образом, новое направление по исследованию боевых действий партизан на основе всего комплекса документальных источников, в том числе малоизвестных и пока неопубликованных.

 Из одного документа второй части основного раздела следует, что партизанские бригады и отряды, выполняя приказ о массовом уничтожении рельсов на железнодорожных дорогах Беларуси, в течение времени с 20 июня по 5 июля взорвали 58517 рельсов, пустили под откос 102 вражеских эшелона, разбили и повредили 98 паровозов и 628 вагонов. Согласно второму документу, партизаны за этот период с 20 июня до 20 июля (по неполным данным) взорвали 59017 рельсов, пустили под откос 96 вражеских эшелонов, разгромили четыре железнодорожные станции, взорвали 12 железнодорожных мостов ... Как видно, общая цифра пущенных под откос вражеских эшелонов, приведенной в первой из них, в которой показано деятельность партизанских формирований Беларуси только за половину месяца, превышает цифры, отраженные во второй сводке. Однако в основу итоговой справки БШПД о боевой деятельности партизан Беларуси в период подготовки и проведения операции «Багратион» были положены иные данные: за период с 20 июня до окончания военных действий на территории Беларуси партизанами пущен под откос 101 военный эшелон противника, разгромлен четыре железнодорожных станции, взорваны 60177 рельсов, 12 железнодорожных мостов.

 География освобождения Полоцка и Лепельщины от немецко-фашистских захватчиков представлена ​​в сборнике почти двумя десятками документов. Из них следует, что в ночь на 20 июня 1944 года 30 партизанских бригад Витебской и Виленской областей одновременным ударом уничтожили 15632 рельса, из которых на железнодорожной дороге Полоцк-Молодечно - 6766 рельсов, Полоцк-Двинск - тысяча сто два рельса. В последующие дни (27 июня 1944 года) на железнодорожной дороге Полоцк-Молодечно, в районе станции Зябки, бригадой Блохина был пущен под откос немецкий воинский эшелон в составе 14 вагонов; 28 июня 1944 года бригадой Сыромаха на железнодорожной дороге Полоцк-Двинск, в районе Краслава, пущен под откос вражеский состав с живой силой, разбит паровоз и 16 вагонов. За период с 4 июля по 7 июля 1944 года на железнодорожной дороге Полоцк-Двинск бригадой пущены под откос два немецких военных эшелона с грузом. При этом отмечается, что основная железнодорожная коммуникация Полоцк-Молодечно, которая обеспечивала всю группу противника на фронте Полоцк-Лепель-Плещеницы, благодаря особенно сильному воздействию партизан, работала с большими перебоями и перерывами, и перевозки по ней по сравнению с ее полной пропускной способностью были сорваны. Партизаны парализовали работу и движение по дороге. Между тем, в документах отмечается, что во время июньского наступления 1-го Прибалтийского фронта, тем не менее, пропускную способность на этой дороге противнику с большими трудностями удалось сохранить на уровне шести-семи эшелонов в сутки, тогда как в январе 1944 года во время наступления Красной армии на Витебском и Шумилинском направлениях в сутки проходило по 16 - 17 немецких эшелонов. Общие результаты боевых действий партизан по подрыву рельсов на железных дорогах Беларуси с 20 по 25 июня 1944 года составляли 61 тысячи рельсов, из которых: на участках Полоцк-Молодечно - 6766 рельсов, Полоцк-Двинск - 1102 рельсы, Полоцк-Даугавпилс - 1717 рельсов; Полоцк-Крулевщизна - 4670. Эти и другие факты ярко свидетельствуют, что в результате непрерывных, активных и решительных действий, которые вылились в сильные удары по железнодорожным коммуникациям, партизаны Витебщины выполнили поставленную задачу по срыву перевозок войск, техники и других грузов противника и не допустили доставку его резервов по железным дорогам Беларуси. Этим активным взаимодействием партизанские бригады способствовали успеху и быстрому продвижению Красной армии, которая освобождала беларускую землю от немецко-фашистских захватчиков.

 Замечу, что тематически подобранные выдержки дали составителям сборника хорошую возможность для отображения не только одного из важных аспектов боевого взаимодействия беларуских и российских партизанских формирований в ходе освобождения Беларуси, но пока оставляют читателя с существующими до сих пор малоизученными и дискуссионными вопросами, касающимися проблемных сторон взаимодействия беларуских и украинских партизанских формирований, беларуских партизан и частей Армии Крайовой на территории Беларуси на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

 Об общественной значимости выхода сборника свидетельствуют многочисленные комментарии читателей в связи с выходом «нового массива исторической информации». В своих комментариях они обращают внимание на важность введения новых документов, высказываются о продолжении научного дискурса в отношении истории партизанской борьбы на этапе освобождения Беларуси, упоминают о необходимости новых подходов и взглядов на всенародную партизанскую борьбу в Беларуси. Пока не обратили внимания читатели на оригинальную обложку сборника, в центре которой помещена внешняя сторона (аверс) медали «Партизану Отечественной войны». Замечу, что медаль была утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 февраля 1943 года, то есть более чем за год до начала операции «Багратион». Однако, название его свидетельствует о том, что на то время партизаны Беларуси являлись участниками Отечественной войны, а не Великой Отечественной войны Советского Союза. Для многих читателей этот вопрос остается открытым по настоящее время, когда чаще звучит название «Вторая мировая война». Поэтому в сборнике в этой связи можно было дать комментарий, из которого бы следовала история происхождения названий. Такая ситуация проистекает из того, что название Великая Отечественная война не фигурировала в документах БШПД даже осенью 1944 года. Поэтому не удивительно, что начальник штаба и начальник оперативного отдела БШПД в начале сентября, то есть после успешного завершения на беларуской земле операции «Багратион», оставляют в своем документе запись в следующей редакции: «... история и боевые действия партизанских бригад и отрядов за весь период Отечественной войны». На мой взгляд, это соответствовало взглядам и оценкам войны в то время. Как результат, только 7 ноября 1944 года является приказ Верховного Главнокомандующего Сталина о праздновании 27-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, в котором впервые вводится в обиход термин «Великая Отечественная война». В этой связи, важно напомнить, что среди фронтовиков, которые после освобождения Беларуси воевали за пределами СССР, прочно применялся термин «Вторая Отечественная война». Термин «Великая Отечественная война советского народа» впервые был введен только после парада Победы в Москве. Как видно, истоки ответов на поставленные вопросы следует искать исключительно в документальных источниках. В заключение хотелось отметить, что новое издание не только закладывает важный кирпич в фундамент довольно перспективной серии «Архив. История. Память», продолжая традицию по изданию тематических сборников документов и материалов, в том числе немецких, которые хранятся в большом количестве фондов Национального архива Республики Беларусь, документов из архивов Германии и России по истории Беларуси в годы Великой Отечественной войны, но и ставит перед беларускими историками новые важные задачи, особенно по профессиональной дальнейшей разработке малоисследованной проблематики. Возможности для этого необходимо искать, прежде всего, в проведении объективного анализа исторических фактов в контексте других документов как отечественного, так и иностранного происхождения с целью научной верификации всего комплекса исторических знаний. Для этого нужно продолжить анализ новых документов и материалов с учетом результатов предыдущих исследований, максимально полно интегрировать все имеющиеся исторические знания по данной проблематике в новых научных разработках, шире использовать для этого не только традиционные, сколько особенно эффективные методы по изучению военной проблематики.

Записано в 2014 году.









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора




 

Copyright © 2009 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение