Блоги LEPEL.BY
БЛОГИ


 

 : 23.09.2016 (00:01) — 10 месяцев назад

320. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВА В ТАДУЛИНСКОМ ЛЕСУ. Шушкевич Николай


 Родился в 1966 году в деревне Тадулино Лепельского района. Окончил Лепельский гидромелиоративный техникум. Работал наладчиком, токарем на Лепельском опытно-экспериментальном заводе шестерён, филиале Минского завода шестерён, впоследствии переименованном в электромеханический завод. Работает токарем на предприятии мелиоративных систем. Живёт в Лепеле.

  Вблизи Тадулино советской армией было возведено четыре спрятанных в лесу укрепительных района. Один, самый основательный, находился за рекой Старобинкой, возле поля. Вначале на том месте была всего лишь землянка. Впоследствии её стены укрепили бетонным основанием. В настоящее время она разрушена - обвалился потолок-крыша.

 Вторая землянка, сложенная из силикатных блоков, находилась дальше в сторону Заглинников, если переехать небольшую речушку-ручей, подъехать под горку и свернуть направо. Где-то метров сто от лесной дороги.

 Третья поземная полевая база находилась возле Красного ручья по пути из бывшей деревни Старобино в Тадулино, так же уже несуществующий населённый пункт. Незнающему человеку туда лучше всего добираться от вторых лавочек (что-то вроде автобусной остановки перед выездом из леса на волосовичское поле), повернув на ответвляющуюся влево от асфальта лесную дорогу. Километра через два будет разрушенная военная землянка. Эта дорога считалась танковой, поскольку служила проездом для танков из военного городка Заслоново на Борисовский полигон.

 Четвёртый военный бункер находился где-то слева от дороги в молодом лесу между Дримовщиной и примыканием дороги из Тадулино к лесному просёлку Заглинники - Дримовщина. Но я там не был.

 Самый крупный из всех лесных укрепрайонов - первый. Когда была построена землянка, я не знаю. Тадулинская детвора часто ездила туда на велосипедах. Интересно было, как нас военные угощали солдатской кашей с тушёнкой. В общем, там было что-то вроде летнего лагеря. Жилось солдатам в лесу привольно. Умывались в Старобинке, вода была всегда чистой, поскольку река не протекала возле животноводческих ферм, да и полей возле неё было мало. На старобинской воде есть готовили, сырую пили. Ходили за молоком к последнему жителю Старобино Кузнецову. Я считаю, что лагерь был специально оборудован в этом месте в связи с близостью Старобинки. Стояли солдаты там не только летом, но и зимой приезжали на две недели.

 Однажды летом приезжаем в солдатский лагерь, а там возле землянки стоит подъёмный автокран, повсюду лежит стройматериал, вовсю идут строительные работы. К зиме и был построен огромный подземный бункер. Видимо, он нужен был как центральный командный пункт.

 Попробую привязать строительство бункера ко времени. Начало восьмидесятых - это точно. А чтобы было ещё точнее, скажу, что готовилась лесная база для учений то ли «Щит-83», то ли «Запад-83», а может «Западная Двина-83». Значит, строили в 1982 году.

 На учения эшелонами свезли танки со всего Советского Союза. Целый день и ночь напролёт колонна их шла на Борисовский полигон. Мы стояли с велосипедами и махали шапками не только танкам, но и самоходным артиллерийским установкам, «Градам», «Катюшам», иным машинам непонятного предназначения. Вот тогда-то под танками и рухнул основательно построенный мелиораторами мост через Старобинку.

 Конкретной причиной послужила небольшая ямка перед мостом. Из неё танки на полном ходу, будто самолёты на взлётной полосе, взлетали в воздух, а приземлялись уже на мост. Конечно же, опоры не были рассчитаны на такую нагрузку. На скорую руку военные засыпали провал гравием, и танки продолжили путь. Потом ходили слухи, будто Министерство обороны обязало военных восстановить мост, но за него не взялись. С того времени мост не ремонтировали. Так, для отцепного иногда сыпанут земли, чтобы переехать, и весь ремонт.

 Когда вешние воды размоют насыпь, вновь привезут земли, лишь бы только она продержалась до следующей весны.

 Был перед лагерем мост через Старобинку и рядом с бродом для танков. Деревянный. Поэтому он истлел.

 Позже мы ходили к бункеру, когда там не было солдат.

 С их появлением нас не стали пускать в своё расположение. А когда военные убирались в Заслоново (Боровка никакого отношения к тому месту не имела), часового не оставляли. И мы смело разгуливали по лагерю. На толстенных железных дверях бункера висели замки.

 Малую землянку не замыкали.

 Всегда находили в лагере что-то интересное для себя, как будто специально для нас оставленное. Может даже так и делали на самом деле.

 Совсем не пускали посторонних в расположение военных лишь во время учений - стояли часовые на всех дорогах и возвращали грибников, ягодников, детей. Однако проникали мы в лагерь потаенными тропками и во время учений, но только не разгуливали среди военной техники, а лишь из засады наблюдали, как из капониров, накопанных аж до Зелёного Острова, торчали танковые да артиллерийские стволы.

 Недавно был возле главного бункера.

 Входных дверей нет.

 Заходить вовнутрь один побоялся.

 Из Тадулино в Зелёный Остров наша семья выехала в 1984 году, когда там ещё оставалось восемь жилых хат. Моим младшим брату и сестре было далеко ходить в Зелёноостровскую школу. И вообще Зелёный Остров тадулинцам виделся центром цивилизации: есть магазин, автобусная остановка. А вообще главная причина упадка Тадулино - отсутствие нормального проезда. Пробраться в деревню мог лишь УАЗик. Бывшие тадулинцы, приезжая из городов к родителям на собственных «Москвичах» и «Жигулях», оставляли их в Зелёном Острове и три километра до родных хат топали пешком.

 И только когда после нас выехало ещё семьи четыре, между Зелёным Островом и Тадулино насыпали нормальную дорогу. Как то же сделали и между Оршанкой и Мостищем, когда оно исчезло.

 Новая дорога в Тадулино открыла путь к Царь-дубу.

 Если бы её не построили, мало кто о нём бы знал, поскольку пробраться к памятнику природы с трудом можно было лишь в засушливую летнюю пору. Местное население до сих пор помнит и чтит организатора строительства дорог из Зелёного Острова в Тадулино и  Озерцы. Это директор совхоза «Лепельский», впоследствии председатель райисполкома Евгений Слесарев.

Записано в 2014 году.









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора




 

Copyright © 2009 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение