Блоги LEPEL.BY
БЛОГИ


 

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 07.10.2016 (23:48) — 1 год назад

338. ЛЕВША С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПО ЗРЕНИЮ. Мартынович Сергей


 Родился в Лепеле в 1971 году. Работал трактористом в автобазе райпотребсоюза, автослесарем в автопарке №14, мотористом в «Лепельстройинвестсервисе». Сейчас – рабочий по обслуживанию здания ТЦСОН. Живёт в Лепеле.

 С детства тянулся к технике. В металлоломе отыскивал велосипедные рамы, колёса, шатуны и собирал двух- и даже трёхколёсные велосипеды. В девятом классе у меня уже были права тракториста, а в десятом получил водительское удостоверение. Настолько легко давалось производственное обучение в школьном учебном комбинате, что учился всего два-три месяца в году, после чего директор говорил:

 - Мартынович, тебе здесь делать нечего. Приходи на вождение.

 На своём «ИЖ-Юпитер-6» настолько освоил мототехнику, что со всей Витебской области пригоняли мне мотоциклы ремонтировать. А начал разбираться в моторах, посмотрев, как однажды механик гарантийной мастерской ремонтировал двигатель лепельскому мотоциклисту. Этого хватило, чтобы взяться за сложный ремонт одному знакомому, другому… И пошло-поехало действовать сарафанное радио.

 Увлёкся мототуризмом. Собралась нас группа из шести ижистов и явистов, любителей путешествий. Начали ездить по всей Беларуси. Случалось, что 600 – 700 километров за день наезжали. До сих пор ИЖ стоит на ходу. Только не езжу с 2007-го – зрение не позволяет.

 Работать пошёл трактористом в «пьяную» базу. Так не сразу трактор дали, а сказали самому собрать его из металлолома. Сделал и ездил, пока мотор не гавкнул окончательно.

 Знал мотоцикл, трактор, а вот с ремонтом автомобилей не соприкасался. Пришлось познавать, когда устроился а автопарк №14 автослесарем. Начал с третьего разряда, а к моменту получения инвалидности в 2007-м имел уже пятый. Хороший наставник и бригадир был – Костя Шкирандо.

 Сначала лазал под МАЗами, а потом за мной закрепили три мягких автобуса «Турист» и два УАЗика. Но я не только слесарил. Давал отпуска токарю, на погрузчике работал, в шиномонтажке, цехе топливной аппаратуры, лишь до аккумуляторной не добрался.

 Карбюраторы ремонтировал мгновенно. Даже мастера своего в слесаря загнал. А было так. После института пришёл молодой мастерить, а в карбюратах не разбирается. Говорю ему: какой, мол, ты мастер, если принцип действия топливной аппаратуры не понимаешь, иди слесарить. Научил начальника ремонтировать топливную аппаратуру, и он пошёл в слесаря.

 Меня начали частники приглашать собирать МАЗы. Три их собрал на практически голых рамах так, что до сих пор ходят.

 В общей сложности до 2000 года возвратил к жизни четыре МАЗа больших, шесть УАЗиков и четыре «козелка» (ГАЗ-69). До сих пор ездят эти машины. Если бы не зрение, продолжал бы работать. Но не стал видеть метки на распредвалах, риски на микрометрах, а точность в мотороремонтном деле необходима. Пришлось в 2008-м оставить любимое дело.

 Уже когда был на группе инвалидности, пригласили в «Лепельстройинвестсервис» мотористом. Три двигателя перебрал – тракторный и два КамАЗовских. Однако из-за ухудшающегося зрения тяжело стало в темноте на работу и с работы ходить через рельсы. Пришлось уволиться.

 В 2003 году сделал себе токарный станок по дереву, испытал на малых заготовках, получилось. Стал большие деревяшки обрабатывать. Дело пошло. Вытачивал ноги к столам, стульям, этажерки мастерил. Много их переделал. Людям нравились - просили. Достаточно мебели восстановил и изготовил в Центре социального обслуживания.

 Поначалу принимали моё мастерство за любительское увлечение, а потом официально оформили рабочим по обслуживанию здания. Я доволен – зарплату получаю.

 Когда наши инвалиды собираются на турслёт, я всё необходимое оборудование сам мастерю, чтобы на покупку не тратились, да и не всё нужное продаётся – не предусмотрели многое дизайнеры от туризма. А меня личное участие в таких мероприятиях научило.

 Инвалиды собрали фрагменты старых предметов быта, а я из них смастерил настоящие музейные экспонаты. Теперь в Центре соцобслуживания свой мини-музей имеется.

 Ещё и теперь в случае необходимости могу машину отремонтировать так, что не у каждого полностью зрячего получится. Глядя на мои действия, люди диву даются – работаю-то я левой рукой. Левша, значит. Для меня это обычное дело, а вот для посторонних – что-то сверхъестественное. Шутят, приписывая мне родство с тем Левшой, который блоху подковал.

Записано в 2016 году.









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора




 

Copyright © 2009 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение