Сведения об авторе здесь.
Электрификация района, принёсшая на Лепельщину на то время главнейшее благо цивилизации, особого фурора в деревнях бассейна Зехи не произвела, поскольку мы уже имели собственное электричество, которое вырабатывала колхозная гидроэлектростанция.
Зеха - река небольшая. Длина её 18 километров. Несмотря на вроде бы незначительность водотока, именно её выбрали для колхозной электростанции в тяжёлое послевоенное время. Наиболее подходящей котловиной оказалось русло с высокими берегами возле деревни Подлобные.
Во второй половине 40-х понаехали в Подлобные специалисты из Витебска во главе с прорабом Лобановым. Местный колхоз имени Карла Маркса обязали обеспечить стройку чёрной рабсилой. В неё и я попала - землю копала. Но этого было мало. Поэтому заставили городские предприятия послать своих работников на возведение ГЭС в качестве чернорабочих. Горожане менялись через неделю. Жили в хатах сельчан. За участие в строительстве получали дополнительный паёк. Курировал ход работ председатель райисполкома Князев.
Вода для раскрутки турбины накоплялась в глубокой природной котловине узкой речной поймы. Уровень водохранилища регулировался шлюзом. Возле него земляная насыпь крепилась высокой бетонной стеной.
Рядом с плотиной дорогу Подлобные - Пески соединял деревянный мост.
Народная стройка длилась года три. Первый ток электростанция дала в 1951 году. Им обеспечивались производственные объекты колхоза имени Карла Маркса: мельница, пилорама, фермы, а так же хаты жителей деревень Подлобные, Деньгубы, Заозерье, Будевцы, Воронь. При ГЭС исправно работала мельница.
Со временем механизмы электростанции износились, деревянные строения и электролинии сгнили.
Когда гидростроение перестало давать ток, не помню. Однако колхоз не погрузился в темноту. На электростанции поставили мощный дизель, который практически её заменил. Обслуживали дизельную установку Николай Седин из Подлобных и Виктор Москоленко из Деньгуб. Включали её с наступлением темноты, выключали в 23 часа. Снова включали в четыре часа и выключали на рассвете. Среди дня электричество подавалось на производственные объекты по мере необходимости.
Жили тогда неплохо. Всё было своё: и огороды, и скотина. У меня на тот момент было ещё только двое детей - Вася и Миша, но мы всё равно землю пахали, коров и свиней держали. В общем, не бедствовали. Правда, за работу в колхозе тогда платили совсем мало. Но и на те копейки купишь что-нибудь, и то хорошо. А теперь всё есть - и деньги, и еда, но они уже как бы и не нужны. Еда не лезет от того, что состарились мы. А молоденькая я когда была - ого! Я тогда горы переверну, всякую работку переделаю, и песен напою, и потанцую - и не устану. Встану рано, и снова работаю. А теперь кто я? Одно пусть возраст солидный, а ещё болезнь. Мало уже осталось мне. Но что бог даст, то проживу. Эх, незаметно годы пролетели. Но я отвлеклась от темы электрификации.
Под конец первой половины 60-х приехали из Витебска электрики государственный свет проводить. Приходят мальцы и просятся ко мне на квартиру. А у меня уже пятеро, нет, наверное, ещё четверо детей. Говорю:
- Деточки, у меня же свои детки. Зачем вам такой гам?
А они:
- Нет, нам нравится, пусть и дети, будем тут.
Так и остались у меня на квартире.
У них питание своё было, но и я иногда приготовлю им что-нибудь - хватало всего своего. Так они мне свет провели в хлев. Как положено, вкопали проводку в землю. Теперь у меня, слава богу, пусть бог здоровье даёт, проблем нет, когда нужно, в сарае свет включу и всякий раз добрым словом тех электриков помяну. Ведь они мне практически не заминали. Спали в сене на истопке - свет ведь летом проводили. А вечером на танцы убегут. А когда прибегут, я и не слышу. И два моих старших сына с ними вместе бегали. Сало в истопке в ящике стояло - никогда не трогали. Мальцы честные были, хорошие.
А теперь только руины догнивают на месте электростанции.
Зеха совсем обмелела. Уже постороннему человеку и поверить трудно, что когда-то этот ничего не стоящий поток крутил мощные турбины.
Записано в 2014 году.
Плотина на сколько метров уровень воды подняла?
Марцін, адкуль гэта можа ведаць 84-гадовая баба? Я не вяду даследаванне - я пераказваю яе расповяд.
Блукач, я мяркую, што ты ж быў побач з дамбай і ведаеш на колькі яна вышэй за цябе. Мне не трэба дакладнаць штангенцыркуля, але хачу спазнаць, з якой вышыні дамбы мелася магутнасць, дастатковая для патрэб цэлага калгаса (для магчымага выкарыстання ведаў у асабістых мэтах і у іншым месцы).
Дамбы няма. З аднаго боку ёй служыў берагавы схіл, з супрацьлеглага - бетонавая сцяна. Яна на здымках. Але перш, чым брацца за такую сур´ёзную справу, трэба з´ездзіць і пабачыць на свае ваочы. Я ж з´ездзіў. Аднак наўрад ці могуць гэтыя дапатопная электрастанцыя і глухі вадацёк служыць узорам для такога вялікага пачынання.