Блоги LEPEL.BY
БЛОГИ


 

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 05.05.2017 (23:23) — 6 месяцев назад

449. ЖЕНИТЬБА ТЕРЕШКИ И ГУКАНЬЕ ВЕСНЫ ПО-СТАЙСКИ. Фокина Галина


Сведения об авторе смотреть здесь.

 Родилась в 1929 году на хуторе Стрижаники Лепельского района. Работала в шахтоуправлении города Кимовск Тульской области, полеводом в колхозе «Салют». Живёт в деревне Стаи Лепельского района.

 В Стаях Терешку женили и Весну гукали несколько по иному, чем в других деревнях. Попробую рассказать про стайские особенности народных обрядов.

 Ещё до Коляд, когда начинался пост, собирались девчата в свободное время и совместно пряли, ткали, щипали перья, соблюдая запрет родителей на танцы и игру на гармошке в этот период. Мальцы тоже приходили закручивать Терешку. Загадывали различные загадки, басни всякие баяли, шутили, смеялись. И так на протяжении шести недель поста закручивают Терешку. А само это выражение означает выбор себе пары для женитьбы Терешки. В общем, договариваются мальцы с девками на обряде быть вместе.

 Был такой случай. Один закрутил с девкой, а она отказалась. Тогда ему ничего не оставалось делать, как подкатиться к уже старой и слеповатой девке Матрунке. Потом с ним как встретятся друзья, так и сочувствуют: «Ах, Петрок-Петрок, постил-постил, а как выпостил, так Матрунку. Уже лучшей не нашёл». А не составить пару совсем, значит, выбыть из обряда вообще.

 А когда оканчивается пост, в первый же день Коляд вечером собирается Терешка в какой-нибудь хате, поскольку клубов тогда было мало, а в имевшиеся не пускали справлять народный обычай, считая его религиозным. Девки несли закуску - обязательно пару колец колбас, мальцы - водку и садились парами. Пели колядные песни всякие, танцевали.

 Играли в игры разные - глаза завязывают, и дед бабу ловит, это значит - малец девку. А как словит, так целуются. В иное время это считалось зазорным, а на женитьбе Терешки позволялось делать в открытую, поэтому все хотели быть словленными. Сценарий такой был всюду. Стайской же особенностью было то, что в Женитьбе участвовала исключительно незамужняя и неженатая молодёжь. Семейные люди на обряд не ходили, хоть в пост и собирались на отдельные вечерние посиделки с личными занятиями. А вот когда заканчивалось обрядное застолье и начинались обычные танцы, участие в них позволялось принимать уже и женатым, и замужним. Ведь всем хотелось веселья.

 Случались проблемы. У бедных девок не было колбас. В Женитьбе Терешки участвовать хочется, а нести нечего. Купить - денег нет. Искали выход. К примеру, жила баба Фёкла, коз держала, а сена на то время не имела. Сказала бедным девкам: принесите сена, дам по колбасе. Пошли красть его из колхозных стогов. Может, десять ходок сделали. Получили по колбасе. А мальцы, которые на вечёрках закрутили с нами, бросили нас и нашли себе лучших. А кто взял бы нас для участия в женитьбе, с теми мы не хотели жениться. Так наши колбасы пропали и Терешку мы не женили в тот год. Хотя, разве можно назвать пропажей потом самими съеденные с удовольствием колбасы?

 Назавтра собираются опохмеляться. Уже смотрят друг на друга женившиеся по-другому, чувствуют какое-то обязательство перед партнёром. Поэтому часто обрядные пары превращались в крепкие семейные.

 А теперь молодёжь приходит на обряд и женихается с тем, кто под руку подвернётся. Не смотрят, женат ли, замужем ли на самом деле партнёр - лишь бы подурачиться. Ведь ответственности никакой - вечером нацеловались, а к утру обо всём забыли. Любовь здесь ни при чём. Можно и с чёртом временно поженихаться. Танцуют девки с девками. В наше время это считалось верхом неприличия. Пришла на вечеринку, не пригласили тебя хлопцы станцевать, до конца простоишь в одиночестве. Такой исход ожидал и неуклюжих мальцев. Отказывались девки танцевать с такими.

 …Теперь весну гукают в день весеннего равноденствия. Мы такого слова не знали. Всегда выходили на улицу звать весну-красну на Авдакея, который припадает на 14 марта, а по старому стилю это было 1 марта - всё как полагается: зови весну, когда она начинается. В лес жечь костёр не ходили. Но обязательно первую борозду сохой прогоняли. Если в поле или на огороде снег лежит, земля смёрзшаяся, то тогда хоть в пуне земляной пол вспарывали, но обычай не нарушали.

 Поскольку Авдакей чаще всего приходился на будний день, пьянку не устраивали. Соберутся небольшой компанией, попоют зазывные песни, пропашут ритуальную борозду и по неотложным делам разойдутся.

 Ох, и пела я! На всю округу способной певицей слыла. Но восемь лет как не пою. После того, как за один год три гроба закопала. Ну, пускай мужу было 79 лет, пожил своё. А одна дочь до пенсии не дотянула два месяца, а вторая - два года.

Записано в 2015 году.









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора




 

Copyright © 2009 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение