Блоги LEPEL.BY

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 20.10.2017 (16:24) — 11 месяцев назад

505. ИСТОРИЯ ЭКСПОНАТОВ И ИХ ПУТЬ В МУЗЕЙ. Шкиндер Василь

Тема: Лепельщина без прикрас    Сегодня: 1, за неделю: 8, всего: 486

Сведения об авторе смотреть здесь.

 В моём частном музее старины невозможно посчитать экспонаты. С учётом всяких мелких предметов их наберётся сотни, а может и тысяча. И каждая вещь имеет не только свою историю создания, но и быль приобретения. О появлении у меня нескольких экспонатов и хочу рассказать конкретнее.

 Вот зерновая сеялка 1957 года выпуска. Использовалась как прицепное устройство к коню. Естественно, после технического вооружения колхозов стала непригодна для практического использования. Её бы охотно принял любой музей. Но за неё и мороку с доставкой вряд ли заплатят. Лучше отвезти на металлобазу и сразу положить в карман энную сумму.

 

 Мне позвонил знакомый и сообщил, что третьими в очереди на сдачу металлолома стоят мужики с сеялкой. Я, сломя голову, бросился на металлобазу. Успел. Выкупил бесполезную железяку прямо из рук по цене вторсырья. Сдатчики ничего не потеряли, а я приобрёл бесценный экспонат.

 Механизм для разведения створок шлюзов использовался в гидросооружениях Березинской водной системы. Он не поднимал водную заслонку, как это делается в современных плотинах, а открывал сдерживающие ворота по принципу обычных двухстворчатых квартирных дверей. Две такие рейки с поперёчными роликами, приводимые в движение шестернями редукторов, тянули на себя обе створки ворот против течения и возвращали по течению.

 Такой редуктор видел в составе экскурсии во дворе дачи минчанки в Воловой Горе. О механизме она знала лишь то, что его от нечего делать вытащили родственники из сгнившего шлюза напротив и притащили ей под порог. На следующий год я направился к дачнице с намерением выпросить или выкупить раритет. Хозяйка разочаровала – за зиму железяка исчезла. Я долго сокрушался по этому поводу. И вот, зная мою тягу к старым предметам, знакомый навёл на место, где в дно канала въехали большие железяки. Их пришлось выкапывать из песка. Ржавые механизмы покоились, скрытые от глаз людских. Так бы и сгнить им безвестными, если бы не наводка знакомого.

 Никакой практической ценности для обывателя не представляет механизм для изготовления щепы – кровельного материала, применяемого до 70-х годов прошлого века. 

  Принцип его работы прост. Конь ходит по кругу, вращая за прицепленный сзади приводной механизм. Прикреплённые к нему ножи срезают тонкий слой древесины с брёвен. Этот агрегат обнаружил в Докшицком районе. Аж оттуда вёз к себе в Великий Полсвиж.

 Огромный жерновой камень привёз от моста на окраине деревни-призрака Реутполье. Видимо, там в давние времена стояла мельница, в действие которую приводила вода реки Бойны.

 Каждый экспонат приносит те или иные познавательные знания для интересующихся. Взять хотя бы боковую стойку от обычных магазинных весов, изготовленных до войны. На ней указан город-производитель – Менск. До приобретения этого экспоната считал, что столицу так называют лишь националистически настроенные оппозиционеры. Оказывается, город на самом деле носил такое официальное название.

 Когда задумаюсь над тяжёлой современной жизнью, захожу в собственный музей, смотрю на экспонаты и совсем по-иному начинаю воспринимать наше бытие. Взять хотя бы кросна. Чтобы поиметь хоть какую одёжку, наши недалёкие предки вынуждены были горбатиться над изготовлением сырья для кросен и тканьем всего: простынь, половиков, полотенец, рубах, штанов… Ткали всю зиму. Потом одежду нужно было покрасить, разносить. Получается, что теперь живём, как у бога за пазухой, а жалуемся, что жить плохо.

 Один ткацкий станок привёз из Шарковщины, второй – из Браславщины, последующие - из лепельских Реутполья и Великого Полсвижа . Они разборные, переносились из хаты в хату. До сих пор в рабочем состоянии, только нет нужды таким трудоёмким процессом заниматься – проще купить готовую, более качественную и практичную вещь.

 Сейчас понадобится бутылка под что-то – их полно дома, под каждым кустом они валяются. А раньше нужно было вылепить из глины кувшин, обжечь и беречь как зеницу ока, чтобы не разбить.

  Немецкую каску сын нашёл на горке, которую пересекает одна из Полсвижских улиц. Там экскаватор выкопал яму под баню и уехал. В куче песка осталась валяться каска. Она была проломана. А кому нужен старый искорёженный металл, за который в приёмном пункте вторсырья дадут копейки? Как потом я установил, на том месте в войну стояла немецкая караулка.

 Есть в моей экспозиции миниатюрная американская сеялка для высева семян свеклы, моркови и иных огородных культур. При ней имеется плужок для заделки посевного материала. 

 И это в то время, когда у нас главным орудием для возделывания сельхозкультур была деревянная соха.

 Есть в музее самодельная алюминиевая посуда. Вся она изготовлена после войны методом ковки и штамповки. Исходным материалом служила дюралевая обшивка сбитых самолётов, которых достаточно валялось в лесах. Мой отец, 1936 года рождения, жил в глухой, давно несуществующей лесной деревне Оболочье, и обеспечивал семью ложками. А хлопцы постарше изготовляли миски. Годилась самолётная обшивка и для изготовления другой хозяйственной утвари.

 Есть не просто жерновые каменные круги, а жернова в сборе. Они в рабочем состоянии. Как-то на фестивале в моей агроусадьбе попробовали молоть зерно и печь блины. Они понравились гостям больше, чем из магазинной муки.

 Всякий обращает внимание на неестественно большую подкову, считая её бутафорской. А она всамделишняя, имеет конкретную историю. После изгнания оккупантов в Ковалевичах осталось несколько немецких коней-тяжеловозов. Они попали в общественное пользование. Были непомерно большими и требовали много корма. А его не было. Так колхозники и заморили коней голодом. Остались лишь большие подковы. Одной из них посчастливилось надолго продлить жизнь в моём музее.

 Ещё неиспользованную печку-буржуйку хлопцы хотели сдать в металлолом.

 Я это дело просёк, и печка оказалась в моей коллекции. Она советская. Даже цена отчётливо отлита – 36 рублей.

 В коллекции имеется несколько десятков колёс от конских телег. Есть интересные сведения про два их вида.

 Показывали как-то по телевизору советский фильм про войну. Смотрю, а партизаны ездят на телеге с колёсами 80-х годов. Я по конструкции определил. Обычный зритель подвоха не понял, а для знающего человека прокол режиссёра очевиден.

 Поначалу колёса имели железную шину поверх обода. Постепенно стало проявляться её несовершенство. Заменили на литую резину. 

 

 Но ходовая часть телег стала слишком тяжёлой. Лет пять просуществовало новшество, и литая резина была заменена на жигулёвскую.

 Обода не вырезали из толстого дерева. Их гнули из прочных древесных пород. В нашей местности в большей степени подходил ясень. В музее имеется недоделанный обод. Он отчётливо демонстрирует процесс изготовления.

  

 Колёса малого диаметра применяли на ручных бричках, которые буксировались человеком.

 Когда-нибудь продолжу рассказ об истории использования уникальных предметов и их путь в экспонаты музея.

Записано в 2017 году.









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
либо используйте:

Темы автора


  




Популярные за неделю


Полупустыня. БУШУЮЩЕЕ МОРЕ АЗОВСКОЕ. День 1-й — 6 дней назад,   за неделю: 452 
Полупустыня. ПОПЫТКА ПРОРЫВА В СИВАШ. День 2-й — 5 дней назад,   за неделю: 382 
«БАГАЧ» АДЗНАЧАЕ ДЗЕНЬ АДЗІНСТВА БАЛТАЎ — 1 день назад,   за неделю: 275 
Полупустыня. ЗМЕИ В МОРЕ. День-4-й — 2 дня назад,   за неделю: 210 
ИМПОРТНЫЕ ШМОТКИ В ЭПОХУ СОЦИАЛИЗМА. Шуш Эсенскі — 1 неделю назад,   за неделю: 175 
Полупустыня. ОАЗИС В СТЕПИ. День 5-й — 14 часов назад,   за неделю: 169 
 

Copyright © 2009 - 2018 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение